Госларьки: за и против

Наступать на собственные грабли — это наша национальная забава. Именно о ней вспомнилось, когда Смольный объявил о своей инициативе — размещении в городе государственных нестационарных торговых объектов (НТО).

Николай Нажа , вице–президент Северо–Западной ассоциации производственных и торговых предприятий:
До сих пор это была сфера малого бизнеса. Да, конечно, в этой сфере потребительского рынка имеются проблемы — торговля в неустановленных местах, нарушения алкогольного законодательства, незаконное, как считают чиновники, предоставление торговых объектов в субаренду. Однако предложенное городскими властями решение видится достаточно спорным. Во–первых, со времен советской государственной торговли мы помним, что государство не самый лучший управленец. Ему не хватает гибкости, умения быстро перестраиваться. Ведь для успешного бизнеса необходимо подобрать хорошее, проходное место, быстро и качественно возвести объект, подключить его к необходимым инженерным коммуникациям, а также быстро устранять поломки оборудования в процессе эксплуатации. Кроме того, владельцы ларьков должны уметь вести подбор арендаторов торговых мест, заключать и расторгать договоры с ними. Во всех этих вопросах малый бизнес, безусловно, гибче, мобильнее и эффективнее.
Далее непонятно, почему государство встроенные помещения готово передавать в собственность малому бизнесу (арендаторам), а нестационарные, временные объекты, наоборот, забирает под себя. Во–вторых, очевидно, никто из чиновников не просчитал возможные "шишки на лбу" и не изучил аналогичный эксперимент московских властей. А он не во всем позитивный. Большое количество государственных ларьков там не нашли арендаторов, поскольку они расположены не в самых выгодных местах, а это уже убытки для городского бюджета. Говорят, все московские государственные НТО арендуются всего семью торговыми операторами, рынок фактически монополизирован. Зато сотни предпринимателей, лишившись своих объектов, разорились.
Так что самый вероятный сценарий развития потребительского рынка Петербурга в случае реализации инициативы чиновников — дальнейшая монополизация и снижение конкуренции. Уже сейчас, по некоторым оценкам, до 80% городского продовольственного рынка контролируется торговыми сетями. К чему это приведет в родных российских условиях? Правильно. К разорению мелких производителей продуктов питания, сговору операторов торговых сетей и повышению цен.
Неужели в городе нет других проблем и до зарезу надо потратить на покупку государственных ларьков миллиарды и без того дефицитного городского бюджета? Ведь на текущий момент малый бизнес сферы потребительского рынка находится в информационном вакууме. Законодательство в этой сфере меняется каждые полгода, хотя ни один из профильных комитетов не сформулировал системных претензий и требований к бизнесу.
Авторские колонки и комментарии читайте в разделе « Блоги «ДП ».