Петербуржцы стали больше тратить на мясо, рыбу и воду

Судя по структуре потребления продуктов питания, острая фаза кризиса позади, следует из данных исследования GFK. Петербуржцы охотнее, чем россияне в целом, покупают мясо, рыбу и воду.

По данным анализа затрат потребителей, специалисты Gfk говорят о росте затрат на мясные продукты на 1,8% по сравнению с прошлым годом, а также на напитки — на 10,3%. Эта динамика опережает общероссийскую, где затраты на мясные продукты снижаются, а на напитки — растут на 0,9%.
Основной вклад в восстановление потребления мяса на Северо-Западе внесли сосиски, на которые потребители стали тратить на 6,6% больше, чем годом ранее, а также говядина с приростом в 6,2%. Также положительная динамика у птицы (рост на 4,8%), колбас (рост на 4%) и деликатесов (рост на 1,6%). Сокращались на 5,6% траты на свинину и прочие виды мяса (на 10,5%).
Структура продаж мяса и продуктов из него в августе 2017 года
Источник: данные ГфК Русь, Consumer Panel, Мясные продукты

Колбаса подороже

В Gfk отмечают, что в Северо-Западном округе, как и в России в целом, растет спрос на дорогой сегмент сырокопченых колбас. Однако наибольший вклад в рост категории по-прежнему обеспечивает наиболее дешевый сегмент. О росте потребительского спроса говорят и производители. Эту причину наряду с восстановлением экономики мясопереработчик Atria (бренд "Пит-продукт") указывает в качестве позитивного фактора для своей работы. Продажи компании в России за 9 месяцев 2017 года составили 64 млн евро, что почти на 21% больше, чем за 9 месяцев 2016 года. В этом году компания показала операционную прибыль на уровне 100 тыс. евро против убытка 100 тыс. евро годом ранее.
Есть поводы для оптимизма и в сегменте рыбы и морепродуктов — спрос на них тоже восстанавливается после падения в кризис. Так, по данным Gfk, в Петербурге на 10,1% выросли затраты на свежую и замороженную рыбу, на 17,3% — на полуфабрикаты, и на рекордные 38,1% увеличилась сумма, которую петербуржцы тратят на морепродукты. Только соленая и копченая рыба показала отрицательную динамику — снижение на 0,8%.

Вернулись в рестораны

В бакалее наиболее существенно в Северо-Западном округе растет потребление мясных консервов и крупы. При этом, в отличие от России в целом, на Северо-Западе не происходит восстановления спроса на готовые блюда. Дело в том, что в кризис россияне практически перестали покупать готовые блюда, тогда как в нашем регионе эта категория, напротив, активно прирастала, рассказывает специалист Gfk.
По мнению эксперта, дело в том, что покупка еды на вынос в кризис заменила многим потребителям поход в ресторан. Сейчас же питание вне дома снова вышло на докризисный уровень, что ударило по готовым блюдам. В частности, только за ноябрь в Петербурге откроется более двух десятков новых кафе и ресторанов, так как рестораторы стараются успеть с запуском до высокого сезона. По данным Петростата, оборот общественного питания в Петербурге в январе-сентябре 2017 года составил 52,9 млрд рублей, что на 3,7% больше, чем годом ранее.

Вода в бутылках пользуется спросом

От России Северо-Запад отличает и повышенное потребление воды. Если в среднем россияне стали тратить на воду на 0,9% больше, чем в 2016 году, то жители Северо-Запада увеличили траты на заметные 10,3%. Основной вклад вносит бутилированная вода в объемной таре — ее стали покупать и чаще, и большее число потребителей, чем прежде.
Структура продаж напитков в Северо-Западном округе
Источник: данные ГфК Русь, Панель домашних хозяйств
Также заметно растут продажи газированных напитков — на 13,8%, водки — на 13% и шампанского — на 14,1%. А вот продажи холодного чая и кваса этим летом заметно просели — на 13,1% и 8,8% соответственно. Основная причина — плохая погода летом. Производители мороженого и прохладительных напитков этим летом говорили о спаде продаж на 15-20%.