Весь, ну просто весь цвет петербургской, российской и вообще мировой культуры брошен в эти дни на амбразуру (или же — к ногам) Петербургского культурного форума. Афиша устрашает количеством и качеством того, что очень нужно, но вряд ли получится посмотреть. Тут и гастроли нескольких грандов под сенью Александринского театра, и барокко высшей пробы, и китайская опера, и лекции в диапазоне от Венедиктова до Мединского, и цирк…
Надо же было такому случиться, что фестиваль Дианы Вишневой Context, никакого отношения к форуму не имеющий, проходит у нас в эти же самые окаянные дни. Похоже, поклонникам великой балерины и проповедуемого ею современного танца следует поднапрячься и отказаться от соблазнительной мысли бежать из переполненного культурой города "в глушь, в Саратов".
Международный фестиваль современной хореографии CONTEXT. DIANA VISHNEVA проходит в Москве в пятый раз, в Петербурге — второй (логистика по остаточному принципу, наверное, и вызвала такой странный выбор дат). Самая интересная часть этого айсберга, конечно, подводная: мастер–классы для профессионалов, лекции, конкурс молодых хореографов (кстати, поздравляем лауреата ContextLab–2017 Ольгу Лабовкину).
На верхушке айсберга, доступной для простых смертных, два балетных вечера. Один — российская премьера спектакля Марко Гекке "Нижинский" в постановке труппы Gauthier Dance из Штутгартского театра (18 ноября, БДТ). Второй — целый букет премьер, в том числе спродюсированных самим фестивалем, в гала–концерте на старой сцене Мариинского театра (19 ноября).
А теперь поподробнее. Фестиваль не зря носит имя Дианы Вишневой: концепция, конкретная программа, связи с дирекциями трупп и театров по всему миру — ее контекст, ее выбор. На вопрос, почему из всех существующих в мире спектаклей о Нижинском она привозит постановку Гекке, следует один ответ: потому что так захотелось. Спектакль, поставленный в Штутгарте летом 2016 года, — своего рода сеанс танцевального психоанализа с подробными остановками на ключевых моментах биографии пациента, от раннего детства Нижинского (детская фотография фигурирует в спектакле, вообще–то лишенном бутафории и декораций) до смерти сумасшедшего танцора, навязчиво рисующего ногами круги и глаза.
Тут есть Дягилев — соблазнитель–разрушитель — в узнаваемом пальто и с одним залихватским усом. Есть гомоэротические сцены и женитьба на Ромоле Пульской. Есть намеки на "Петрушку", "Видение розы" и "Послеполуденный отдых фавна", звучат Шопен и Дебюсси. По мнению видавших все критиков, среди достоинств этого "Нижинского" — доходчивость, эффектность, повышенная нервическая атмосфера, столь естественная для обстоятельного рассказа о превращении гения в безумца.
Танец "на разрыв аорты" — основная тема собственной фестивальной продукции, спектакля Asunder ("На части" — так перевел название балета Мариинский театр). Главный хореограф Нюрнбергского балета Гойо Монтеро провел эксперимент над труппой Пермского театра: что бывает, когда безликая масса рассыпается на множество индивидуальностей? Спойлер: хорошего мало. Мировая премьера Asunder состоится в очень требовательном контексте: на гала–закрытии будет исполнен легендарный Фортепианный концерт № 1 Алексея Ратманского на музыку Шостаковича — ода советскому авангарду в оформлении Георгия Цыпина (оно будет особенно внятно тем, кто смотрел открытие сочинской Олимпиады).
Национальный балет Нидерландов привезет (кстати, только в Петербург) еще и "Сарказмы" Ханса ван Манена на музыку Прокофьева. В программе — миниатюры Сиди Ларби Шеркауи, Джастина Пека, лос–анджелесской труппы Bodytraffic, дуэт "Свидетель", поставленный Уэйном Макгрегором для великолепной Алессандры Ферри, вновь вышедшей на сцену в 50 лет.
Одна беда — билеты на все это великолепие от 8 тыс. рублей. У демократически настроенных поклонников балета есть выход: 18 ноября в 15:00 встретиться с Алессандрой Ферри лично — на разговоре перед видеопоказом балета–триптиха Уэйна Макгрегора "Произведения Вулф", ради главной роли в котором Ферри и решилась в 2015 году попрать каноны профессии.
В кинотеатре "Англетер" стоит также посмотреть фильм–биографию любимого партнера Дианы Вишневой Марсело Гомеса, документальный блокбастер "Парижская опера" с лекцией свидетеля бурных закулисных событий Розиты Буассо, два режиссерских исследования на тему "Что такое балерина — женщина или робот?". Расписание, как говорится, на сайте, и, боюсь, оно более всего пригодится балетоманам: билетов в БДТ и Мариинку уже, кажется, нет.