Как петербуржец из продавца сувениров в лавке стал владельцем компании — производителя сувениров из бронзы

Автор фото: Сергей Ермохин

Петербуржец сделал бизнес на бронзовых фигурках — их покупают и туристы, и деловые люди.

Антон Григоренко (32 года) превратился из продавца сувенирной лавки, торгующей китайской продукцией, во владельца компании — производителя сувениров из бронзы. В ассортименте его компании "Бронзамания" 1,2 тыс. миниатюр, все они создаются в Петербурге. Среди клиентов компании — ИНЖЭКОН, Государственный музей городской скульптуры, правительство Ленобласти, ГУП "ТЭК СПб".

Академический старт

Будущий предприниматель родился в Уфе, рос в Великом Устюге, а в Петербург приехал учиться в вузе. Он получил профессию режиссера в СПбГИК, но по специальности проработал меньше года. Идею для бизнеса Антон нашел, когда подрабатывал продавцом сувениров на Васильевском острове.
За два сезона в лавке ему удалось заработать 300 тыс. рублей. Он купил литейную машину, плавильную печь, инжектор и остальное оборудование для производства бронзовых фигурок. Свое ИП он зарегистрировал в 2008 году.
В то же время Антон как вольнослушатель посещал занятия скульпторов в Академии художеств, чтобы отточить навыки создания фигур. Первоначально и его литейная мастерская находилась при академии. Антон сам сделал формы для производства первых сувениров. Это были грифон с Банковского моста, легендарный чижик–пыжик и львы с Адмиралтейской набережной.
Время показало, что выбор был правильным: компания уже продала более 10 тыс. фигурок грифонов 12 видов и столько же чижиков 10 видов.
Свои сувениры Антон начал продавать в лавке, где сам же и работал, заключив с ее владельцем договор субаренды. В первый день — а это было 12 июня, праздник, — ему удалось продать 150 брелоков и 100 фигурок из бронзы на 80 тыс. рублей. Успех придал предпринимателю уверенности.
В 2010 году производство увеличило масштабы и переехало на Витебский проспект. В 2015 году Антон зарегистрировал ООО. Из–за скачка валют его сувениры смогли не только выдержать конкуренцию с китайскими, но и стали дешевле них — спрос вырос.

Мосты и лестницы

"Бронзамания" продает 40–60 тыс. фигурок в год. На изготовление 3 тыс. фигурок уходит около 200 кг металла в месяц. В число самых покупаемых, кроме чижика и грифона, входят миниатюры Аничкова моста. Востребованным вариантом делового подарка стала миниатюрная складная стремянка из бронзы, символизирующая карьерную лестницу.
В последнее время клиенты, как частные, так и представители фирм, приходят с индивидуальными запросами — надо отлить в бронзе талисман компании, символ года или что–то из личной истории. Таких заказов около 20 в месяц, часть из них приходит от рекламных агентств, которым нужна сувенирная продукция для клиентов.
Средний чек в рознице — 700 рублей. Максимальный заказ в b2b был на сумму 100 тыс. рублей. Оборот фирмы в 2016 году составил 3,2 млн рублей, к концу 2017–го он, по прогнозу, достигнет 6 млн рублей.
Высокий сезон на рынке туристических сувениров — с мая по сентябрь. На рынке корпоративных подарков горячее время — ноябрь, декабрь.
Около 60% дохода компании приносит розница, 20% — корпоративные заказы, еще 20% — оптовые поставки.
Объем рынка бизнес–сувениров в Петербурге оценивается в 2,5 млрд рублей в год.
"Главное — найти свою нишу и клиента. Мы, например, делаем авторские вещи, стараемся работать на заказ — на этом рынке это обычная схема работы, чтобы бизнес был рентабельным", — говорит представитель литейной мастерской Bronzek Елена Буланова.