Без пафоса: президентская кампания — 2018 теряет в размахе

Автор фото: С.Фадеичев/ТАСС
Автор фото: С.Фадеичев/ТАСС

PutinTeam Александра Овечкина — скорее флешмоб, чем полноценное движение. Сценаристы выборов-2018, похоже, отказываются от карнавального размаха предшественников, предпочитая приглушенный макияж и по возможности без домотканых энтузиастов.

Нельзя сказать, что "общественное движение PutinTeam", провозглашенное хоккеистом Александром Овечкиным неделю назад, набирает обороты: около 850 публикаций с хэштегом #PutinTeam в Instagram (часть из которых не от живых пользователей) и 455 участников в группе "ВКонтакте" — результат совсем не выдающийся. Ведь у одного только Овечкина почти миллион подписчиков в Instagram, а в поддержку движения тут же выступили еще несколько заслуженных ветеранов хоккея — Павел Буре, Вячеслав Фетисов, Владислав Третьяк, боец ММА с сомнительной репутацией Александр Емельяненко, баскетболист Виталий Фридзон, тренер сборной по художественной гимнастике Ирина Винер, экс-тренер ЦСКА Валерий Газзаев. По большей части люди, в чувствах которых и так никто не сомневался.
Даже Елена Исинбаева — уж казалось бы! — пока не заметила PutinTeam. В своем Instagram она вместо этого продвигает Coca-Cola.
"Ведомости" сообщили, что придумали движение в PR-агентстве "ИМА консалтинг" (в самом агентстве это опровергли) с одобрения администрации президента и оно, по всей видимости, станет частью кампании Владимира Путина. Новостью тут можно считать название компании — политтехнологи сделают из этого выводы о том, кто нынче в фаворе, но в предвыборном характере заявления знаменитого хоккеиста вряд ли кто-то сомневался.
Время, в общем, выбрано вполне подходящее — примерно за месяц до назначения выборов и предположительного объявления Путина о том, что он выдвигается. Движение "За Путина" перед выборами-2008 учреждалось в эти же дни, в середине ноября. Организовали 700 делегатов из 80 регионов, и все зря — Путин на выборы не пошел, передав полномочия Дмитрию Медведеву, но в ноябре 2007-го об этом было еще неизвестно.
Зато сама идея создания структуры, заточенной лично под президента, а не партийной, пустила корни и трансформировалась в создание Общероссийского народного фронта в 2011-м.
Между предшествующими предвыборными движениями и PutinTeam есть заметная разница: раньше подобные мероприятия оформлялись в помпезном стиле, предусматривались съезд с президиумом, делегации, резолюции и прочие бюрократические радости. Сейчас для основания движения достаточно записи в Instagram, не требуется не только делегаций, но и вообще материального присутствия организаторов где-либо в назначенном месте.
Привлечение известных спортсменов в качестве предвыборных локомотивов — жанр несколько подзабытый. Но все-таки свои плюсы у них есть, так как публика эта ни на что серьезное в политике не претендует. Александра Овечкина никто не заподозрит в корысти, его последний контракт с Washington Capitals рассчитан на $124 млн. Не менее важно то, что с отечественными активистами после выборов нужно будет делить славу, а то и подбирать в благодарность какой-нибудь пост — Павел Астахов, сколачивавший движение "За Путина", например, получил потом должность уполномоченного по правам ребенка — а Овечкин или Ирина Винер без этого прекрасно обойдутся.
PutinTeam — это, скорее, формат акции или флешмоба, а не движения. К середине декабря о ней мало кто вспомнит. Новая концепция выборов, как пока видно, предусматривает отказ от пафоса. Все должно выглядеть максимально естественно, пристойно и не раздражать избирателя.
Политтехнологи окучивают новые медийные поля, однако делают это аккуратно, не так топорно, как в 2011 году, когда группы в поддержку Владимира Путина и Дмитрия Медведева в "ВКонтакте" накачивались сотнями тысяч участников. Разного рода девушки, рвущие на себе майки "за Путина", также популярные в 2011 году, может, еще и появятся, но пока отсутствуют.
При еще живом Народном фронте, даром что он давно существует в фоновом режиме, создавать другое широкое движение как-то неприлично. Кроме того, когда этот Народный фронт создавали, региональных начальников охватило нечто вроде помешательства — в ОНФ вступали целыми организациями, заводами и городами, и только когда дело дошло до областей, в Кремле сообразили, что получается уже что-то совсем непотребное, и запретили коллективное членство.
Новая администрация слишком прагматична для такого карнавала, да и  экономическая ситуация не та. Задача обеспечить массовость, судя по всему, не стоит. Поэтому пока коллективно к PutinTeam присоединились только гимнастки и федерация по хоккею с мячом Ульяновской области.