Мошенники лишили жительницу Крестовского острова квартиры через МФЦ

Владелица нескольких элитных квартир на Крестовском острове Дарья Абросимова однажды, достав из почтового ящика квитанцию за коммунальные услуги, обнаружила, что недвижимость перешла в другие руки без ее ведома.

В начале октября 2017 года Петроградский районный суд удовлетворил иск жительницы Крестовского острова Дарьи Абросимовой к некоему Александру Вечорке. Истица требовала признать недействительной сделку, в результате которой ответчик в госреестре прав на недвижимость (ЕГРН) оказался собственником квартиры, которой владела она.
"В марте этого года, проверяя почтовый ящик, она достала квитанцию, в которой вместо ее фамилии владельцем квартиры был указан Вечорка А.Н., — рассказывает историю своей клиентки управляющий партнер юридической фирмы 4R-Group Михаил Бойцов. — В ТСЖ Дарья выяснила, что квартира принадлежит другому лицу, ей даже предоставили принесенную "новым собственником" копию договора купли-продажи с подписью, отдаленно похожей на ее подпись. Поняв, что стала жертвой мошенничества, Дарья сразу обратилась в нашу фирму".
Юристы, по его словам, быстро оценив ситуацию, составили план действий. Главное было, во-первых, не допустить перепродажи квартиры, во-вторых — подать в суд иск об оспаривании сделки купли-продажи и добиться обеспечительных мер в виде запрета на операции с квартирой. В-третьих, собрать доказательства, что доверительница не подписывала договор купли-продажи квартиры.
Прежде всего, говорит Михаил Бойцов, удалось установить, что "новый собственник" Александр Вечорка ранее неоднократно был судим за общеуголовные преступления (правда, в системе ГАС "Правосудие" корреспонденту "ДП" не удалось найти уголовных дел в отношении подсудимого с такими фамилией, именем и отчеством). "Это позволило нам сделать вывод, что, скорее всего, самостоятельно он не был способен реализовать такую квартирную схему и являлся подставным лицом, — рассказывает Михаил Бойцов. — Более неприятно было другое: по данным базы Росреестра, Дарья якобы сама лично обратилась в МФЦ за регистрацией договора купли-продажи, то есть даже не через представителя по доверенности. Другими словами, она якобы пришла в МФЦ, предъявила там свой паспорт, а сотрудник МФЦ проверил ее личность, сравнив фото из паспорта с оригиналом!"
На основании этого обстоятельства юристы делают вывод, что процесс регистрации прав на недвижимость имеет уязвимые места. Позитивной же новостью было то, что неизвестные выгодоприобретатели от спорной сделки еще не успели перепродать квартиру добросовестному покупателю, а значит, шансы на возврат имущества законной собственнице были довольно велики.
Дальше, говорит юрист, события развивались стремительно: "Во время подготовки документов мы узнали, что один из нотариусов города обратился в Росреестр за выпиской в отношении этой самой квартиры. Это означало, что готовится нотариальная сделка по продаже квартиры с целью создания добросовестного приобретателя. Так как ранее Дарья уже обратилась в правоохранительные органы, и по ее заявлению проводилась доследственная проверка, полученную информацию мы незамедлительно передали в УВД. Полицейские очень быстро связались с нотариусом, обрисовали ему ситуацию и затребовали все документы по предполагаемой сделке. Нотариус все наши предположения подтвердил, но заверил, что о конкретном покупателе ничего не знает".
На следующий день, говорит юрист, нотариус снова связался с сотрудниками полиции и сообщил, что стороны сделки находятся у него в офисе. Выехавшие на место полицейские задержать продавца и покупателя не успели: они по каким-то причинам ушли из офиса нотариуса, не совершив сделку.
"Это заставило нас действовать еще быстрее, — говорит Михаил Бойцов. — Мы подали иск в районный суд, и на следующий день судья приняла обеспечительные меры о запрете любых действий с квартирой, это определение суда мы сразу отнесли в Росреестр". Суд назначил почерковедческую экспертизу, которая установила, что подпись на договоре купли-продажи написана не Дарьей, а кем-то другим.
В Управлении Росреестра по Петербургу "ДП" сообщили, что