Петербургский ресторанный холдинг “Токио-сити” выходит на московский рынок

Ресторан "Токио-Сити" на Большом проспекте Петроградской стороны.
Автор фото: Ермохин Сергей
Ресторан "Токио-Сити" на Большом проспекте Петроградской стороны.
Автор фото: Ермохин Сергей

“Токио-сити” намерен потратить около 900 млн рублей на развитие сети в Москве. Столичный рынок более конкурентный, но при этом он в разы шире, убеждены в холдинге. Но не всем петербургским рестораторам работать в столице удается успешно, менее оптимистичны игроки рынка.

Петербургский ресторанный холдинг “Токио-сити” выходит на московский рынок. Как рассказал “ДП” исполнительный директор “Токио-сити” Антон Рейнбах, компания готовит к открытию первый ресторан в Москве на улице Миклухо-Маклая, в помещении площадью 900 м2. В ближайшие 2 года “Токио-сити” планирует открыть в столице до 20 заведений, инвестируя в каждый 45 млн рублей.
“Формат ровно тот же самый, что и в Петербурге, примерно такие же, довольно большие площади во всех наших последних ресторанах, — говорит Антон Рейнбах. — В столице мы сохраним меню и формат, но пока не решили, сделаем ставку на центр города или спальные районы".

Освоить вторую столицу

Планы выхода на московский рынок были у компании еще в 2011 году, тогда владельцы планировали потратить на запуск проекта в столице около $10 млн. “В 2011 году мы не открылись, потому что переключились на петербургские проекты, а затем наступил 2014 год, когда и мы, и все остальные приостановились в росте, — говорит Антон Рейнбах. — Но сейчас развитие возобновилось, и в Петербурге мы тоже расширяем сеть, за последние несколько месяцев открыли три новых ресторана”.
“Токио-сити” работает на петербургском рынке с 2006 года, помимо Петербурга заведения сети работают в Риге. Компания объединяет три формата заведений: городские рестораны “Токио-сити” (40 заведений), рестораны восточной кухни “Бахрома” (7) и “Городские кондитерские №1” (6). Основной владелец холдинга, по данным СПАРК, бизнесмен Сергей Симарев.
Флагманский формат холдинга “Токио-сити” несколько лет назад пересмотрел концепцию — рестораны японской кухни перевоплотились в городские рестораны с универсальной кухней. “По нашей оценке, популярность японской кухни сошла на нет пару лет назад, — говорил ранее “ДП” Антон Рейнбах. — Тренды меняются, "Токио City" пересмотрел в какой-то части меню и интерьерные решения”.

Не все приживаются

В Москве работают несколько петербургских рестораторов, среди них Italy, MarketPlace, "Васаби", "Две палочки", сеть баров KillFish, Ginza Project. За последний год этот список пополнили сеть кофеен "Чайникофф", бургерные Ketch Up Burgers, кондитерские “Буше”, сеть пекарен "Булка Хлеба".  
Хотя рынок в Москве более конкурентный, но при этом он в разы шире, и места для новых игроков на нем хватит, полагает Антон Рейнбах. Стоит признать, петербуржцам в Москве действительно есть за что бороться — москвичи в рестораны ходят чаще петербуржцев, и средний счет в заведениях выше.
Объем московского рынка общепита — около 175 млрд рублей в год, в то время как в Петербурге он оценивается в 60 млрд рублей. Но и затраты в столице куда выше. Открытие ресторана в Москве, по оценкам участников рынка, обходится на 25-30% дороже, чем в Петербурге. Особенно на разницу вложений влияет аренда и зарплаты, а вот ремонт обходится примерно в те же суммы.
“У “Токио-сити” достаточно сильные позиции, хорошее соотношение цена-качество”, — полагает основатель холдинга "Евразия" Алексей Фурсов. С другой стороны, московский рынок очень сложный, рассуждает бизнесмен. “Далеко не все, что нравится петербуржцам, подходит москвичам — им не столь важна цена, поэтому московские гости готовы переплатить, но получить более вкусный продукт”, — убежден Алексей Фурсов.
“Евразия” тоже имела опыт работы в Москве, но в 2014 году покинула столицу. “Мало у кого из петербуржцев получается успешно работать в Москве, у “Двух палочек”, по моему мнению, московские рестораны работают в убыток, — считает Алексей Фурсов, — удачный выход в столицу получился только у Italy Group”.

Все дело в нефти

Российские рестораторы смотрят в будущее не очень оптимистично. Недавно совладелец сети ресторанов “Теремок” говорил о падении продаж в своих заведениях, бизнесмен связывал это с падающим благосостоянием населения и смещением спроса в сторону "кулинарии и дешевого фастфуда”.
Алексей Фурсов связывает возможный рост ресторанного рынка с изменениями цены на нефть. “Посмотрите на нефть, если цена на нее удержится, мы увидим рост продаж”, — прогнозирует бизнесмен.