Фото: Валентин Беликов

Как прошла "Биржа стартапов" №34

На 34-й по счету "Бирже стартапов" инвесторы увидели наклейки для проектирования интерьеров, сервис для создания персональных радиостанций из лицензированной музыки, развивающие игрушки из дерева, центр профессиональной заточки инструментов, booking для офиса и музей СССР.

"Биржа стартапов" по традиции началась рано утром в ресторане "Rыба". В этот раз инвесторы были довольны всеми проектами, назвав их интересными и перспективными. Три из шести стартапов получили приглашение на встречу для переговоров о возможной сделке.

Пять лучших проектов "Биржи стартапов" в 2017 году

Пять лучших проектов "Биржи стартапов" в 2017 году

2562
Анастасия Жигач, Марина Делицой

Одним из стартапов, заручившимся поддержкой инвестора, оказался проект Beezy Baby — производство развивающих игрушек для детей. Чтобы привлечь внимание к своей продукции, основатели проекта принесли в ресторан свой "Beezy-Дом": яркий деревянный дом высотой 60 см со множеством деталей, которые можно трогать и двигать. Еще до выступления стартапа его в коридоре заприметили сразу два инвестора, решив, что эта игрушка придется по вкусу их детям. В итоге с "Биржи стартапов" команда ушла без "Beezy-Дома", но с приглашением на встречу к инвестору. Дом купил один из членов жюри.

Однако победителем октябрьской "Биржи стартапов", судя по оценкам закрытого голосования членов жюри, стал проект "Музей СССР" предпринимателей Алексея и Андрея Тупициных. Они тоже смогли найти на мероприятии потенциального стратегического партнера.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

Звуки Му

Выступление стартаперов началось с презентации проекта Muzlab. Его создатель Павел Мордаев представил инвесторам сервис для создания персональных радиостанций из лицензированной музыки без отчислений в РАО и ВОИС.

В сервис уже вложено 9, 4 млн рублей, инвестором выступил холдинг Mio Media (входит "Радио Ваня", "Питер FM" и др.). Сейчас у стартапа 60 клиентов, в том числе салон "Lexus-Пулково" и супермаркет "Кей". Презентацию проекта можно скачать здесь.

"На сегодняшний день в нашей базе более 20 тыс. композиций. Ежемесячная подписка стоит от 2,5 тыс. рублей, в зависимости от площади помещения, где идет аудиотрансляция", — рассказал представитель проекта Павел Мордаев.

Руководитель проекта имеет 20-летний опыт создания радиостанций. Сейчас проект ищет 14 млн рублей на маркетинг, создание музыкального каталога и разработку, предлагая инвестору 20% компании. Возврат инвестиций, по расчетам предпринимателя, займет не больше 2 лет. А за 5 лет инвестор сможет заработать 40 млн рублей.

Выступление основателя Muzlab вызвало разную реакцию бизнес-ангелов. "Этот контент будет стоить меньше, чем 2,5 тыс. в месяц, даже если помещение небольшое, — заметил Михаил Раяк, инвестор, декан Академии ЛИМТУ. — У вас не проработано ценообразование. Также вы идете на площадку фоновой музыки, где нет денег. Кафе не заинтересовано в фоновой музыке: там надо что-нибудь драйвовое, чтобы человек проголодался".

"В нашем каталоге разножанровая музыка. Музыкальный поток для кафе, ресторанов и фитнес-клубов мы выстраиваем, исходя из анализа целевой аудитории компании. А цена складывается из затрат на приобретение лицензий и юридической защиты", — пояснил Павел Мордаев.

"На рынке есть очень неадекватные ценники, а у стартапа средний чек разумный и правильный, — защитил стартап Виталий Новиков, управляющий партнер "Университета продаж". — Проект занимается тем, без чего продажи у их клиентов невозможны. Свой потенциал стартап оценивает верно, компетенция в проекте есть — представителя проекта я помню еще с давних времен, когда обсуждалась работа радио "Хит".

Некоторые эксперты усомнились в качестве музыки. "Социальную сеть вы используете, чтобы анализировать предпочтения, но как вы определяете содержание той или иной точки по социальному статусу?" — обратился к проекту бизнес-ангел Игорь Михайлов.

"Мы делаем аудит у клиентов и получаем портрет потенциального покупателя, — пояснил основатель проекта. — В салоне, где продают "лексусы", разная аудитория, поэтому музыка звучит разножанровая. Другой клиент — сеть кофеен. У них узкая аудитория, а значит, поток музыки мы подстраиваем под конкретную аудиторию".

Точить не переточить

Вторым на "Бирже стартапов" №35 выступил руководитель центра профессиональной заточки инструментов Илья Кадетов. Основные клиенты проекта — парикмахерские и маникюрные салоны Петербурга, в том числе, по словам основателя стартапа, среди них есть сети имидж-студий Дениса Осипова и студий маникюра Лены Лениной, салоны Pilki. Бизнес-ангелы предложили стартапу расширять целевую аудиторию бизнеса и развивать сразу несколько направлений.

Zatochka Handmade работает уже 2 года и имеет 5 тыс. клиентов. "Покупать новый инструмент не всегда выгодно, — объясняет создатель проекта, почему такие услуги пользуются спросом. — Инструмент часто тупится: например, профессиональные мастера маникюра затачивают свой инструмент раз в 3-4 недели".

Сейчас стартапу нужны 20 млн рублей на масштабирование бизнеса: усиление продаж заточного оборудования и расходников, а также покупку дополнительного оборудования для собственной заточки, рекламу, аренду помещения. Инвестору основатели стартапа готовы отдать 20% компании, обещая вернуть вложения через 2,5 года. Презентацию проекта можно скачать здесь.

Большинство бизнес-ангелов отметили перспективность проекта. Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель Sela, посоветовал стартапу срочно расширять свой рынок. "Возможно, мастеру стоит приезжать на дом, чтобы добавить к услугам заточки инструментов для профессионалов возможность заточки ножей и инструментов для домохозяек", — подчеркнул он.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text

"Рынок, безусловно есть. Но без должного контроля и системы управления предприятием эта хорошая идея с хорошей командой мастеров может не удержаться на плаву: есть риск, что специалисты начнут брать заказы себе и выполнять их без компании-работодателя", — предупредил основателей проекта Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея".

Вячеслав Семененко, управляющий партнер "КБ высотных и подземных сооружений", посоветовал стартапу пройти все стадии бизнеса естественным путем, не привлекая инвестора. "Меня напрягла сумма: вы просите 20 млн рублей, но ваша выручка сейчас 6 млн в год. Стоит самостоятельно пройти компаниям — потенциальным клиентам, формируя свою базу — больше той, что у вас уже есть. Если мастера будут выполнять работу хорошо и щепетильно относиться к потребителю, то это будет востребованно", — обратился он к стартапу.

Многих членов жюри смутили цифры, представленные в презентации. "Вы говорите, что каждый третий салон в городе затачивается у вас. И что к вам возвращается 80% клиентов, но тогда у вас не может быть такого маленького оборота при условии среднего чека, озвученного вами же", — усомнилась Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine.

"Вы ориентируетесь на определенную категорию салонов? Например, есть салоны, где женщины делают стрижку за 10 тыс. рублей. Для таких клиентов любая ошибка будет очень дорого стоить", — спросил у создателя проекта бизнес-ангел Игорь Михайлов.

"Для этого у нас стоит специальное оборудование, которое проверяет все углы заточки. Мы ориентируемся на разные категории салонов, они все нуждаются в заточке приборов", — объяснил Илья Кадетов.

Назад, в будущее

Затем перед членами жюри выступили Андрей и Алексей Тупицины. Они представили проект "Музей СССР", он и набрал больше всего баллов от жюри на 35-й "Бирже стартапов".

Идея открыть постоянную интерактивную экспозицию о жизни и культуре в СССР родилась у братьев Андрея и Алексея Тупициных 10 лет назад. Свою идею они подсмотрели за рубежом. Братья владеют двумя мотоэкипировочными магазинами FrontFlip в Петербурге (оборот за 2016 год — 16 млн рублей), в этом году открыли представительство компании "Рубашка на заказ" (оборот — 300 тыс. в месяц) в Петербурге. У предпринимателей уже есть опыт и в музейном деле: в этом году они открыли Музей мотоэкипировки на площади 35 м2.

Бизнесмены готовы сами вложить миллион рублей и ищут еще 15 млн рублей на создание коллекции, маркетинг и аренду помещения, предлагая инвестору 60%. Часть экспонатов уже есть. Возврат инвестиций, по позитивному прогнозу, составит 1,5 года. Презентацию проекта можно скачать здесь.

"За концепцию мы возьмем хрущевский дом, в этажах-ящиках которого будет размещена часть экспонатов. А нашим главным отличием от других будет интерактивность: ко всему можно будет прикоснуться, померить одежду, посмотреть фильмы. Будет кафе с едой, приготовленной по советским рецептам, и квест — советская квартира. Помимо того, мы планируем вести блог — реалити-шоу по созданию музея с нуля, чтобы привлечь будущих посетителей и получать экспонаты для музея", — рассказал Андрей Тупицин.

Бизнес-ангелы оценили идею стартапа очень высоко, а Вячеслав Семененко выразил желание помочь проекту: "Чисто случайно я год назад занимался изучением музейной темы и считаю, что идея музея СССР очень привлекательна. Я делал несколько исследований и чуть было не вошел в подобный проект. Потенциал огромный, тема хорошая и модная, мне это интересно. Мы будем встречаться с проектом, обсуждать взаимодействие, может быть, договоримся. Если основатели найдут 10-15 туристических фирм, которые работают с китайцами, проект точно взлетит — тем более с заявленной ценой 450 рублей за билет. Это точное попадание в нишу, как для иностранных туристов, так и для внутренних. Одна из самых инвестиционно привлекательных идей на этой "Бирже стартапов".

"В прошлом году открылся музей Великой Отечественной войны, там было настоящее столпотворение. И было здорово, что можно было потрогать технику времен войны, они сделали упор на интерактивность, как и у вас, поэтому идея проекта музея СССР очень понравилась, — поддержал инвестора Владимир Хильченко. — Но, возможно, вы ошиблись со стоимостью оборудования и объемом инвестиций. Вам нужно больше, на мой взгляд".

"В Петербурге много музеев, а ваш, как нишевой, не будет в приоритете. Гости города в первую очередь идут в Эрмитаж и другие музеи", — обратилась к проекту Елена Силинская.

"Музей СССР может быть так же востребован, как и Эрмитаж, как это ни парадоксально. Все зависит от того, включат ли туристические компании в программу посещение вашего музея. Это индивидуальная работа, но перспективы я в этом вижу", — поддержал стартап Аркадий Пекаревский.

"Сейчас в Мраморном дворце есть аналогичная выставка "Дети советской эпохи". Хорошая выставка, но там нет молодежи, при этом много иностранцев. То есть можно выстрелить, если будет хороший маркетинг и правильное место расположения", — пояснил бизнес-ангел Игорь Михайлов.

Поддержал его и миллиардер Вячеслав Семененко. "Если ребята пойдут от маркетинга, то легко будут делать 100 млн в год. В других музеях сохраняется старая школа музейщиков", — отметил он.

Непростой домик

С особым интересом инвесторы слушали выступление Анастасии Качаевой. На суд жюри она представила производство развивающих игрушек из дерева для детей от 8 месяцев до 4 лет, которое открыла вместе с мужем этим летом.

В линейке несколько видов игрушек, самая популярная — дом высотой 60 см, позволяющий ребенку открывать окошки, передвигать детали на стенках, изучать и трогать различные механизмы. Презентацию стартапа можно скачать здесь.

Идея проекта пришла к основателям проекта после рождения ребенка. "Передо мной не стояла задача изучать рынок, но пришлось. И я увидела однотипные пластиковые игрушки или дорогие зарубежные, поэтому пришла такая мысль", — объяснила Анастасия Качаева.

У компании несколько импортных и отечественных конкурентов: продукция различается ценой, наличием цветной подачи и материалом. В месяц продается около 40 единиц товара — через интернет-магазин стартапа и розничные точки в ТЦ. Сейчас проект ищет 3 млн рублей на покупку собственного оборудования для производства игрушек и продвижения бренда. Инвестору предлагается 20% компании.

На презентации Анастасия продемонстрировала сам дом. Бизнес-ангелы с интересом рассматривали и разбирали игрушку. На "Бирже" его купил Виталий Новиков, а после "Биржи" заказал Аркадий Пекаревский.

"У меня есть ребенок, и знаю, что такие вещи востребованны. Желаю стартапу сфокусироваться не столько на продаже домов, сколько на создании городков из них в бизнес-центрах. Это востребованно и принесет очень хороший доход. Может быть, стоит оборудовать такими площадками крупные заведения и торговые центры", — посоветовал Владимир Хильченко.

Поддержать проект решил Аркадий Пекаревский: "Я попробую состыковать этот проект с нашей школой Pik`nMix: дом может быть частью развивающих программ. Возможно, мы включим его в оптовый ассортимент — я посмотрел, вещь сделана достаточно качественно. Не вижу большой истории в этом проекте, но он полезен, и я с удовольствием купил бы такой ребенку".

"Мне кажется, вам срочно нужно брендировать дома "Смешариками" или "Свинкой Пеппой". Будут стоять два одинаковых домика, и все будут смотреть на брендированную вещь", — посоветовала Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия".

Многие инвесторы выразили сомнения в необходимости покупки оборудования. Вячеслав Семененко предложил создателям проекта работать с недозагруженными производствами, где люди готовы работать по остаточному принципу.

"Вам не нужно идти в производство, вы не понимаете, что такое активы. Вы не сможете добраться в итоге до бизнеса, затраты поглотят вас. Купите станки, но кто будет на них работать? Завтра этот человек уйдет, станок разворуют. Самое тяжелое — работать с активами, особенно с производственными мощностями, это огромные затраты, как счетчик. Активы тянут на дно: чем больше активов, тем тяжелее заработать деньги", — поддержал его Владимир Хильченко.

"Занимайтесь творчеством: придумывайте и реализуйте это на других производствах. Приходите, например, к нам в центр прототипирования", — подытожил Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга".

Сам себе дизайнер

Следующим проектом, представленным на суд членов жюри октябрьской "Биржи стартапов", стал стартап Plannerix. Его презентовал основатель проекта — дизайнер с 20-летним стажем работы Алексей Сорокин. Он представил набор наклеек-маркеров, которые мобильные приложения AR/VR превращает в инструмент для самостоятельного проектирования интерьеров и ландшафта, создания смет и списков покупок.

У стартапа уже есть клиенты: продано 342 комплекта наклеек. Свой интерес к стартапу проявила Ikea. Так же проект поддержали Obi, "Леруа Мерлен" и Castorama.

"Все могут нарисовать план своей квартиры или участка. Раньше это делалось на миллиметровке или предметы вырезали и двигали, чтобы получился план, — начал свою презентацию создатель Plannerix. — А мы создали многоразовые наклейки, которые не слипаются и не рвутся. Среди них собраны все основные предметы мебели, сантехники и даже розетки и выключатели. Я, как дизайнер, сжал все свои знания, и получилась вполне понятная инструкция".

Механизм работы прост: из наклеек человек создает интерьер квартиры или офиса и фотографирует его в приложении. В итоге на мобильном устройстве получается 3D-дизайн-проект помещения. Команда использует уникальную технологию распознавания множества маркеров одновременно, которую, по словам Алексея Сорокина, сложно скопировать.

Презентацию стартапа можно скачать здесь. В проект уже вложен 1 млн рублей. Сейчас он ищет 5 млн рублей на развитие, взамен инвестору предлагается 15% компании. Полный возврат инвестиций создатель проекта гарантирует в течение 2018 года.

Проектом сразу заинтересовался Виталий Новиков. "Я уже скачиваю ваше приложение", — заявил эксперт на второй минуте презентации стартапа. На третьей минуте Михаил Раяк попросил прислать ссылку на скачивание, когда приложение выйдет на iOS.

"История перспективная и масштабируемая при переводе на другие языки. Шанс выстрелить на международном рынке у этого проекта есть: я его вижу. Выстрелит он или нет — зависит от энергии основателя, его коммуникационных способностей и стечения обстоятельств — больше это похоже на лотерею. Но перспектива есть", — выразил общее мнение членов жюри Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель Sela.

Офисный поиск

"Биржу стартапов" завершил Максим Заикин, экс-владелец агентства недвижимости. Он представил инвесторам сервис для поиска офиса. Getlooky запустился в 2015 году и помогает малому, среднему и крупному бизнесу искать офис. Компания зарабатывает, получая процент от собственника сдаваемого помещения.

"В нашей базе больше предложений, чем у крупных игроков этого рынка, за счет того, что мы работаем только с собственниками. Актуальность объявлений достигает 100%, так как у нас нет агентов", — рассказал о преимуществах сервиса Максим Заикин.

Стартап — резидент бизнес-инкубатора "Ингрия", выпускник акселератора ФРИИ. Недавно в проект инвестировал средства американский фонд Samfinaco. В разработку сервиса вложено 8 млн рублей, и у него есть продажи: в среднем в месяц через платформу проходит четыре сделки. Месячный оборот компании колеблется от 100 тыс. до 700 тыс. рублей. Сейчас проект ищет 10 млн рублей за 14,3% компании для развития функционала сервиса.

"Мы этим занимаемся, поэтому хотели бы пообщаться про складские помещения. Состыкую основателя с коммерческим директором по продаже и аренде помещений для обсуждения возможного сотрудничества. У нас есть 20 промышленных помещений. Нужно донести до потенциального клиента, что есть готовое место", — обратился к проекту Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея".

"С проектом я знаком, он очень перспективный. Нужно расширять рынки и выходить на торговые центры и склады, пока никто не занимается этим. Всем понятно, что рынок недвижимости идет в B2B-формат. Мне там понравился прототип робота, который завтра начнет работать за риелтора: обзванивать людей и говорить с ними", — поддержал коллегу Вячеслав Семененко, управляющий партнер "КБ высотных и подземных сооружений".

"Сейчас у вас из 200 заявок четыре контракта. Что для этого будете делать?" — обратился к основателю проекта бизнес-ангел Александр Гаврюшенко.

"Наша проблема в том, что нужно поддерживать актуальность базы, но мы не можем сделать это физически. Нужен человек, который будет звонить в бизнес-центры и вносить это на сайт. То есть, если клиент посмотрел два-три помещения и они его не устроили, мы должны предложить ему еще и не отпускать. За 2-3 потерянных часа он может найти другую компанию или риелтора", — ответил Максим Заикин.

Виталий Новиков заявил, что есть риски не получить оплату комиссии от представителей бизнес-центров. Вячеслав Семененко поддержал стартапера: "Я подтверждаю, что бизнес-центры не кидают. Они держат контакт и постоянно выставляют свои площади". Презентацию проекта можно скачать здесь.

"У проектов Plannerix и Zatochka, в отличие от других участников этой "Биржи стартапов", продажи могут быть автоматизированы. Это значит, что успех бизнеса не на 100% зависит от команды sales-менеджеров, и это хорошо. У всех остальных, на мой взгляд, достичь результата без работы в режиме 25 часов в сутки не получится", — отметил Михаил Раяк, бизнес-ангел, декан центра дополнительного образования ИТМО "Академия ЛИМТУ".

Высокий уровень проектов отметили все инвесторы. Среди них был и Владимир Хильченко, который, однако, призвал членам жюри чуть менее строго относиться к стартапам, а стартапам — построже относиться к себе и учиться. "Вам всем нужно учиться бизнесу. Во-первых, сформулировать то, что вы предлагаете инвестору. Во-вторых, поучиться системе управления предприятия. Просто идеи недостаточно. Нужно уметь управлять кораблем, иначе никакой инвестор с вами не пойдет", — напутствовал молодых предпринимателей он.

"Сегодня нет сказочников, все проекты близки к реальности, — резюмировала Елена Силинская. — С точки зрения рынка и перспективности больше всего мне понравились проекты Zatochka Handmade, Beezy Baby и Getlooky. Но при этом у всех не очень хорошо просчитан рынок: нужно более узко его сегментировать и отстраивать продажи, маркетинг, чтобы стоимость привлеченных клиентов не была такой высокой. Помимо этого, у некоторых стартапов есть непонимание самоокупаемости и точек безубыточности, поэтому команда не понимает, как им масштабироваться".

В жюри октябрьской "Биржи стартапов" были:

1. Вячеслав Семененко, управляющий партнер "КБ высотных и подземных сооружений"

2.Аркадий Пекаревский, владелец Grondard, основатель компании Sela

3. Владимир Хильченко, президент ХК "Созвездие Водолея"

4. Александр Гаврюшенко, бизнес-ангел

5. Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine

6. Виталий  Новиков, управляющий директор "Университет продаж"

7. Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"

8.Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"

9. Юрий Михайлов, частный инвестор

10. Андрей Соколов, генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербурга"

11. Михаил Раяк, декан Академии ЛИМТУ — Центра дополнительного образования ИТМО

Следующая "Биржа стартапов" состоится 24 ноября. Чтобы принять участие, необходимо позвонить по номеру 89095835363 куратору проекта Анастасии Жигач и рассказать о своем стартапе и инвестиционном предложении инвестору. Кроме того, необходимо продублировать свой рассказ письмом на anastasia.zhigach@yandex.ru. Заявки принимаются до 14 ноября.

Света Высоких, Анастасия Жигач Все статьи автора
2 ноября 2017, 14:33 1660
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама