Солнечные картины. Выставка "Ранняя британская фотография. Из коллекции РОСФОТО"

 

Попасть на выставку ранней британской фотографии непросто. Она открыта только для экскурсий. Эти редкие снимки можно увидеть два раза в день, когда в залах на полтора часа включают свет. А так здесь царит полумрак. Свет губителен для старых фотографий. Чтобы нанести им минимальный вред, ограничено и время работы выставки: она всего лишь на месяц, до 5 ноября. Подобные раритеты выставляют неохотно.
Как правило, они доступны в основном для исследователей, работающих в архивах и музейных коллекциях. То, что эти уникальные отпечатки, приобретенные несколько лет назад Минкультом по инициативе "Росфото", можно увидеть воочию, — большая удача. Это единственные экземпляры, представленные в российских фотоколлекциях.
В центре экспозиции работы художников из круга Генри Фокса Тальбота — одного из родоначальников фотографии. Тальбот изобрел калотипию — отпечатки на соленой бумаге. С калотипии начинается история тиражной фотографии — неограниченного количества позитивных отпечатков, сделанных с негатива. Эти редчайшие снимки были сделаны в 1840–х и начале 1850–х. Давние, поблекшие образы похожи на рисунки или монохромную живопись и меньше всего — на фотографию.
Собственно, калотипия и есть графика в том числе с точки зрения ее создателя. С первых своих шагов фотография много заимствовала у рисунка. Недаром в художественных музеях фотографические коллекции хранятся, как правило, в отделе графики.
Сам Тальбот называл свои вещи "солнечными картинами". Они действительно подобны светописи, озаряющей нас хрупким, внутренним светом. В "Росфото" есть несколько вещей Тальбота первого ряда: натюрморт с посудой, вид надгробия Вальтера Скотта и архитектурные снимки. Рядом с его отпечатками — работы художников его круга и знаменитых фотографов его времени: пейзажи, архитектурные виды, портреты, натюрморты.
Жанрово и композиционно эти снимки восходят к станковой картине, только эффект присутствия у них гораздо сильнее, чем у живописи. Тем интереснее рассматривать портрет знаменитого экономиста Адама Смита, о котором мы знаем со школы из "Онегина", или снимок с тремя спортсменами–денди 1850–х. Старые фото создают иллюзию путешествия в прошлое.