РБК рассказал о работе "фабрики троллей" из Петербурга на выборах в США

Автор фото: flickr.com/Max Pfandl
Автор фото: flickr.com/Max Pfandl

   

"Агентство интернет-исследований" из Петербурга также известное как "фабрика троллей" "повара Путина" Евгения Пригожина, потратила на работу на президентских выборах в США около $2,3 млн, говорится в исследовании РБК со ссылкой на внутреннюю статистику организации и источники. До $2 млн из них были потрачены на зарплаты сотрудников "американского отдела", в котором работали около 90 человек
На продвижение информации в соцсетях, по данным агентства, "фабрика троллей" тратила около $5 тыс. в месяц. Таким образом, за два года работы организация потратила на соцсети порядка $120 тыс. Источник РБК пояснил, что сотрудники "фабрики" продвигали как минимум 40 сообществ и аккаунтов: около половины бюджета уходило на публикации о расовых проблемах, оставшаяся часть денег — на посты с политическим уклоном.
Кроме того, с "фабрикой троллей" сотрудничали около 100 американских активистов, которые помогали ей организовывать различные мероприятия. Затраты на деятельность этих активистов (к примеру, на перелеты между городами или печать полиграфической продукции) достигали около 200 тыс. руб. ежемесячно или около $80 тыс. за два года. В целом от имени сообществ, администрируемых "фабрикой", в 2016-2017 годах в США прошли порядка 40 митингов.
По словам источников РБК, на "фабрике троллей" на улице Савушкина в Петербурге существовал специальный "американский" отдел, который работал с президентскими выборами в США. Источники агентства назвали руководителем "американского отдела" 27-летнего уроженца Азербайджана Джейхуна Асланова. Как рассказали изданию бывшие сотрудники РБК, подготовка к выборам в США шла с весны 2015 года. В самый пик предвыборной кампании — летом 2016 года — штат увеличили до 80-90 человек.
Сотрудники "американского отдела" вели 118 англоязычных сообществ и аккаунтов в Facebook, Instagram и Twitter, позже эти сообщества был заблокированы в течение августа-сентября 2017 года после расследования "российского вмешательства". "Американский отдел" продолжил работу после окончания выборов и блокировки в Facebook и Twitter. Сейчас "американский отдел" из 50 сотрудников управляет сообществами с аудиторией около 1 млн человек.
Общее число подписчиков всех сообществ и аккаунтов составляло около 6 млн человек. В сентябре 2016 года максимальный охват мог достигать 20-30 млн человек в неделю. В среднем в неделю "фабрикой" генерировалась одна тысяча единиц контента, включая фото, видео и тексты.
Большая часть сообществ, которые вела "фабрика троллей" была посвящена темам борьбы чернокожих за свои права (1,2 млн подписчиков), следом шли политические вопросы: суверенитет Техаса, нелегальная миграция, сохранение второй поправки к конституции США, дающей право на хранение и ношение оружия и другие (1,3 млн пользователей).
Источники журнала РБК, близкие к руководству "фабрики", говорят, что "никакой прямой кооперации с сотрудниками аппарата президента (АП) не было". "Пригожин и его люди сами инициировали этот процесс", – настаивает источник, близкий к одному из департаментов АП. Евгений Пригожин не ответил на запрос журнала. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил, что в Кремле размещением политической рекламы в соцсетях не занимались.
15 октября экс-сотрудник "фабрики" рассказал "Дождю", что "американский отдел" занимался формированием информационной повести у граждан США. "У нас не было цели повернуть американцев к России. У нас была цель настроить американцев против своего же правительства. Вызвать беспорядки, вызвать недовольство, понизить рейтинг Обамы», – пояснил он
В сентябре Facebook опубликовала отчет об "информационных операциях" в 2015–2016 годах, рассказав о массовой покупке "сеющих разногласия" рекламных записей социальной и политической тематики из России. Конгресс США в связи с этим просил Facebook, Google и Twitter дать показания. Washington Post писала, что рекламу покупала российская "фабрика троллей" с историей продвижения прокремлевской пропаганды". Ранее американский телеканал CNN заявил, что Россия вмешивалась в американскую политику не только через Facebook и Twitter, но также через YouTube, Tumblr и даже через игру Pokemon Go.