Винтики мельчают. Как губернаторское кресло превратилось в карьерный тупик

Отставки губернаторов становятся все менее почетными. Да и сама должность сулит скорее тупик, нежели взлет.

Волна губернаторских отставок закончилась, утверждают осведомленные люди. В сентябре–октябре кресла покинули главы Дагестана, Красноярского и Приморского краев, Ивановской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Самарской областей, Ненецкого АО, еще ранее (зимой–весной) — Адыгеи, Бурятии, Карелии, Марий Эл, Удмуртии, Пермского края, Новгородской и Рязанской областей. Последней жертвой чистки на этой неделе стал губернатор Псковской области Андрей Турчак. Итого — 19 отставок за год, почти четверть всех регионов страны. В прошлом году, для сравнения, Кремль сменил губернаторов лишь в восьми.
В какой–то момент отставки превратились в рутину — знай успевай записывать новые фамилии, а кто эти люди и откуда они взялись, уже и некогда разбираться, да и незачем. По одной из версий, это вообще было чисто дизайнерское решение — раньше все губернаторы были разные, а теперь более–менее одинаковые. Политологи, правда, настаивают, что в регионы поставили "молодых технократов", это уж кому как больше нравится.
В технократическое будущее бежим с восторженным оптимизмом, прошлое же сбрасываем с парохода современности не глядя. Судьба устаревших губернаторов почти никого не интересует. Раньше провожали с почетом — место в Совете Федерации от своего региона для губернатора подразумевалось по умолчанию, чтобы пролететь мимо, надо было быть или совсем уж безнадежным, либо, наоборот, фигурой настолько крупной, что и Совфед не по чину.
Сейчас из всей армии уволенных должности сенаторов получили всего трое: Сергей Митин из Новгородской области, Олег Ковалев из Рязанской да Вячеслав Наговицын из Бурятии. Конечно, время до выборов еще есть, но обычно объявляют сразу, чтобы кто чего не подумал.
Остальные кто как. Кого на взаимодействие с финно–угорскими народами засунут, кого в Ассоциацию юристов. В правительство у некоторых тоже получается, но это сильно должно повезти. Куда больше тех, кто отправился под следствие. Вот экс–губернатор Красноярского края Виктор Толоконский разводит руками в интервью: "Сейчас впервые в жизни я уходил, не думая о каком–то будущем. У меня не было новых задач. Предложения были разные… но я не могу себя настроить, что просто приму почетную отставку. Стать сейчас просто винтиком в системе я не смогу". Из чего становится понятно, что предлагали не выше винтика.
В вассальной системе, похоже, пришло время изменений. Отставников с годами все больше, и незыблемое правило карьерного парашюта исчерпывает себя. Губернаторское кресло сейчас скорее окажется карьерным тупиком, нежели трамплином.
Впрочем, есть и счастливые примеры. Упомянутый Андрей Турчак, к примеру, назначен и.о. секретаря генсовета "Единой России", и у него все еще впереди. После того как Андрея Турчака долго и настойчиво подозревали в причастности к избиению журналиста Олега Кашина — а на этот счет имелись даже прямые показания участников преступления, — такой карьерный скачок выглядит просто волшебно. Ведь именно лидер "Единой России" Дмитрий Медведев в 2010 году, будучи президентом, публично обещал непременно найти и наказать организаторов избиения "независимо от положения".
Как видим, у некоторых губернаторов все же есть шанс продемонстрировать такие полезные качества, которые позволят претендовать на роль покрупнее винтика.