Анастасия Жигач Все статьи автора
9 октября 2017, 00:43 1841

Каким сотрудникам вредны "плюшки" для работы

Фото: Сергей Ермохин

Концепция офиса, в котором есть все, чтобы сотрудник мог не отвлекаться от своих задач, очень популярна в России и на Западе, однако работает не всегда. Все зависит от типа сотрудников, работающих в таком офисе, и правильного поведения их руководства при найме.

Для того чтобы удержать талантливых сотрудников, компании стараются оснастить свои офисы не только лучшим оборудованием, но и дополнительными удобствами: кафе с бесплатной едой, комнатами отдыха, спортзалами, массажными кабинетами, классами йоги, игровыми комнатами с приставками и прочим. Этот тренд пришел в Россию из Силиконовой долины, поэтому особенно хорошо это заметно в IT–сфере, где конкуренция за самых лучших специалистов происходит не только на уровне брендов и зарплат, но и на уровне офисов. Суть такого подхода проста: чем интереснее и комфортнее будет на работе, тем меньше времени сотрудник проведет вне ее.

Особенные. Что мешает работодателям брать на работу людей с ограниченными возможностями

Особенные. Что мешает работодателям брать на работу людей с ограниченными возможностями

1149
Анастасия Жигач

Противники этой концепции объясняют, что в конце концов сотрудники оказываются запертыми в офисе как в золотой клетке и, как только понимают это, стараются из нее выбраться. Комнаты отдыха и прочие бонусы действительно нужны далеко не всем, уточняют бизнес–тренеры. Более того, некоторым типам сотрудников они могут нанести вред.

Йога и смузи

Екатерина Овчинник, директор по персоналу России и СНГ компании "Интеркомп", приводит в пример теорию поколений Нейла Хоува и Уильяма Штрауса. "Все перечисленные ухищрения могут удержать в компании поколение Х. Поколение Y (рожденные после 1984 года) воспринимают такие "плюшки" как данность, и удержать ими талантливого сотрудника будет достаточно сложно, — считает эксперт. — У нас 70% новых сотрудников относятcя к поколению Y, и мы видим, что главные ценности для них заключаются совсем в другом".

Директор по развитию программных продуктов компании "Аэроклуб ИТ" Яков Гольдфарб предлагает условно делить всех сотрудников на три категории и объясняет, что то, к какой категории относится сотрудник, влияет на то, как на него действуют офисные "плюшки". Так, есть категория А — люди, на которых держится вся компания. Это могут быть и руководители, и простые исполнители, их главная отличительная черта — результативность и проактивность. Категория B — середнячки, которые не определяют стратегию работы, но неплохо справляются с рядом задач. И наконец, категория C — не самый качественный пласт сотрудников. "По моему опыту, всяческие бонусы вроде смузи по утрам, классов йоги и игровых зон отлично работают для категорий B и C, — говорит специалист. — Именно их достаточно легко привлечь в компанию, упомянув наличие таких "плюшек", тогда как талантливые сотрудники будут в первую очередь внимательно относиться к наличию интересных разноплановых задач и четко выстроенной стратегии компании". Безусловно, сотрудники А–категории не станут отказываться от дополнительных бонусов, однако их роль в привлечении и удержании талантов очень несущественна, уверен Яков Гольдфарб.

"Фишки и плюшки необходимы в командах, где дорогостоящий продукт появляется благодаря креативному мышлению и не стандартному подходу к имеющимся глубоким знаниям сотрудника. Эти специалисты проводят в офисе гораздо больше, чем 8 часов рабочего времени, а среди основных пунктов профайла кандидатов на такие позиции есть обязательное требование иметь навык работы в условиях постоянного обучения и самоорганизации. Так проявление заботы об условиях труда это очень эффективный и честный способ показывать, что работа сотрудников нужна и важна для компании", - говорит HR-директор Первого ОФД Елена Булкина.

Лечение офисных "наркоманов". Как правильно использовать трудоголиков во благо компании

Лечение офисных "наркоманов". Как правильно использовать трудоголиков во благо компании

983
Анастаcия Жигач

Мебельная мотивация

Работодатели по–разному решают проблему повышения лояльности сотрудников, в ход идут нематериальные и материальные стимулы, даже такие, как новая мебель. "Я знаю, что одна российская компания довольно успешно использовала немецкий опыт, сопровождая повышение сотрудника по должности ремонтом в кабинете, — делится опытом генеральный директор страхового общества "Помощь" Александр Локтаев. — Новая позиция — новые обои, удобные офисные кресла, исполнение в определенном цвете. Конечно, создание таких условий может быть стимулирующим фактором, но большое количество привилегий и избыточный комфорт могут привести к обратному эффекту". Иными словами, излишнее повышение комфорта рабочего процесса может привести к снижению эффективности этого процесса.

"Многочисленные излишества в офисе появились как ответ моде, во-первых и, во-вторых, как конкурентное преимущество, которое легко воспроизвести, - напоминает Юлия Завилейская, вице-президент по интегрированным коммуникациям DataArt. - Важно не увлекаться и не терять связь, что и зачем делается. Простое копирование теряет смысл".

"Важно, чтобы наличие зон отдыха не стало антимотиватором. Они должны быть устроены так, чтобы позволить сотруднику передохнуть в момент усталости, чтобы после "перезагрузки" подойти к работе с новыми силами", — говорит Михаил Турецкий, генеральный директор компании ProExpert. Офис может быть креативным и "домашним", но должен настраивать на работу, а не на отдых, напоминают психологи.

"Опасность чересчур уютного офиса заключается в том, что сотрудники могут забывать, для чего пришли в него, проводить слишком много времени в нерабочих зонах или часто отвлекаться", — рассуждает Татьяна Батурина, представитель компании Quadro Electric.

Для того чтобы этого избежать, необходимо уже на этапе рекрутинга подробно оговаривать график работы и задачи со всеми новыми сотрудниками, уточняет она. Свободный график, который позволяет специалисту самому решать, где и сколько времени находиться в офисе, она советует предоставлять только проверенным людям на руководящих должностях. "А руководители должны объяснить подчиненным, что если в офисе стоит игровая приставка, то это не значит, что можно половину рабочего дня играть в ГТА. Главное — оговорить все на берегу и очень детально", — считает специалист.

Ловушка для всех

Впрочем, чересчур уютный офис может навредить и руководству. "Золотая клетка удерживает пассивных сотрудников от добровольного увольнения. Таким образом, руководство создает условия для "избегательной мотивации" и воспитывает у подчиненных стремление минимизировать свой труд, ведь вокруг столько всего интересного", — предупреждает Ольга Чуватова, руководитель компании SalonMechti.

Кроме того, обилие "плюшек" может считываться сотрудниками как послание следующего содержания: "вот вам игрушки, и не мешайте родителям", предупреждают психологи.

Поэтому генеральный директор сети оптоклубов "Ряды" Елена Стрельцова считает, что работодатели не должны особо усердствовать с созданием на работе атмосферы "как дома". "Талантливым работникам важнее получать интересные задачи и решать их, узнавать что–то новое и преодолевать сложности, а не иметь возможность заниматься спортом в офисе. Правильнее, когда работодатель ценит личное время сотрудников и не поощряет, чтобы они задерживались на работе до ночи или работали в выходные, а развлечения работники и сами найдут", — говорит она.

Конечно, комфортные условия в офисе должны быть, но перебарщивать не стоит, резюмируют бизнес–тренеры.

Новости партнеров
Реклама