Как возник футбольный сепаратизм

Прагматизм буржуазного национализма

Не знаю, какие футбольные новости мы будем читать через несколько лет. В финале Кубка Франции "Барселона" победила "Пари Сен–Жермен"? Каталонцы всегда подчеркивают свою близость к Франции. Или: сборная Каталонии под руководством Хосе Гвардиолы с Жераром Пике, Сеском Фабрегасом, Серхио Бускетсом, Хорди Альбой, Серхи Роберто, Тьяго Алкантарой, Эктором Бельерином в составе выиграла чемпионат Европы? Тоже ничего удивительного, если посчитать всех каталонских игроков, воспитанников академий "Барселоны" и "Эспаньола", то конкуренция за место в сборной Каталонии будет не меньше, чем в испанской. Да и болеть за нее готовы не только в Барселоне и Жироне.
В сепаратизме каталонцев футбол играет довольно важную роль. И Хосе Гвардиола, и Хави, и Жерар Пике поддержали референдум о независимости. Свой матч в воскресенье из–за обострения политической обстановки "Барселона" на "Камп Ноу" вынуждена была провести без зрителей. Она победила и очень комфортно чувствует себя на первом месте в чемпионате, из которого хочет выйти (враги из монархического мадридского "Реала" пока лишь на пятом). А защитника Жерара Пике освистали испанские болельщики на тренировке сборной, так что он, возможно, откажется выступать в футболке сборной Испании.
Если вспомнить историю испано–каталонского противостояния, то во времена правления Франко сам диктатор болел за "Реал", зато на "Камп Ноу" болельщики скандировали антиправительственные речевки на своем запрещенном языке. Франко рассматривал победы мадридского "Реала" как свой личный триумф, а "Барселона" этому страшно мешала. Президента "Барселоны" франкисты убили, когда войска Франко взяли Барселону, в списке запрещенных организаций четвертым — после коммунистов, анархистов и сепаратистов — был футбольный клуб "Барселона". И здание, в котором хранились трофеи каталонского клуба, было взорвано. Болельщики "Барселоны" ничего не забыли. Для них нет врагов хуже, чем кастильцы и мадридский "Реал". Самое крупное поражение в своей истории "Барселона" потерпела тоже против "Реала" — 1:11. Перед матчем в раздевалку каталонцев зашел глава службы безопасности правительства Франко и предупредил игроков о возможной печальной судьбе из–за отсутствия патриотизма. Каталонцы не стали дразнить власти, они в отличие от басков не вели прямой войны против Мадрида. Но сам результат стал откровенной издевкой.
Оттенков национализма гораздо больше 50. Есть маленькие, но гордые народы. Есть бывшие империи, потерявшие свое величие и мечтающие его вернуть.
А каталонский национализм носит откровенно буржуазный характер. Богатый, экономически развитый регион не желает "кормить Испанию", что вместе с историческими обидами создает почву для отделения. И если чаще национализм связан с ненавистью к другим, инородцам, то в Барселоне даже на футбольных матчах очень дружелюбная атмосфера (ну, может, только кроме матчей против "Реала"). И символом борьбы каталонцев за независимость стал именно их главный футбольный клуб (вторая команда Барселоны — "Эспаньол" — даже в своем названии говорит о происпанской ориентации) — "Барселона".
Интересно, что сам клуб был в 1899 году создан не каталонцами, а иностранцами: Жоан Гампер был швейцарским бизнесменом, ему помогали англичане, которые жили в Барселоне и пропагандировали английскую игру на своей новой родине.
Вообще, любовь к Каталонии похожа на религию, обратиться в которую можно вне своей национальности. Тот же Гаспар поменял свое имя Ганс на каталонское, был сторонником автономии и выбрал цвета клуба по цветам каталонского флага. Влюбленный в Барселону великий голландский футболист и тренер Йохан Кройф назвал своего сына Жорди — в честь покровителя Каталонии святого Жорди. Болгарский форвард Христо Стоичков является сторонником Партии независимости Каталонии, во время чемпионата мира 1998 года перед матчем Испании и Болгарии он вывесил на балконе каталонский флаг.
Американский писатель и болельщик "Барселоны" Франклин Фоер пишет: "Говоря о своих национальных особенностях, каталонцы объясняют, что им свойственна уникальная черта, которую они называют seny. В переводе это означает нечто среднее между прагматизмом и благоразумием. Это наследие предков, средиземноморских купцов, — ведь бизнесмены больше всего ценят политическую стабильность. (Классический пример seny: каталонцы настаивают на том, чтобы их язык преподавался в университетах и чтобы все надписи на уличных вывесках были на каталонском. Его можно встретить всюду, за исключением разделов недвижимости во многих каталоноязычных газетах: национализм не должен препятствовать бизнесу)".
Конечно, в национализме каталонцев мало агрессии, в нем больше высокомерия. Так, "Барселона" много лет принципиально не носила на своих футболках имен спонсоров и рекламодателей. Клуб был выше даже свойственного каталонцам прагматизма, потому что он сам был идеей. Это высокомерие страшно раздражало. Особенно в Мадриде.