Областные фермерские хозяйства присматриваются к выращиванию клубники. Правительство региона выдает гранты на производство этой ягоды.
За прошлый и текущий год комитет по АПК Ленобласти выдал девять грантов начинающим фермерам на выращивание садовой земляники, или клубники. Всего грантов по этому направлению выдали на 13,5 млн рублей. По оценкам участников рынка, общие инвестиции в ягодные проекты составят около 40 млн рублей. При этом товарное производство клубники к 2019 году может вырасти с 50 до 70 т в год.
К примеру, выращиванием клубники в Лужском районе в этом году занялась фермер Ирина Панина. Она приобрела два участка площадью 6 га и в этом году вырастила 3 т клубники в открытом грунте. Общие инвестиции в проект составили 4 млн рублей (в том числе 1,5 млн рублей — грант правительства Ленобласти). На эти средства была приобретена земля, а также посадочный материал и сельхозтехника. Крестьянское фермерское хозяйство Паниной планирует в 2018 году увеличить объемы производства ягод до 4 т. КФХ работает с компаниями–оптовиками, а также продает свою продукцию на городских рынках. Выращиванием клубники также занялись фермеры в Кировском, Лодейнопольском районах.
Нетоварный рынок
Данных по объемам выращивания ягод очень мало. Эксперты говорят о том, что товарное производство клубники (то есть выращивание ягод в сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах) почти не развито. Львиную долю составляют поставки ягод из личных подсобных хозяйств. Официальных данных об объемах производства власти Ленобласти и Росстат не предоставляют. По некоторым подсчетам, объемы производства клубники в Ленобласти составляют около 40–50 т, из них 10% приходится на фермерские хозяйства.
Крупные компании клубникой почти не занимаются. Так, опытное производство этой ягоды есть у . "В 2016 году мы вложили около 30 млн рублей в создание тепличного комплекса на 3,5 га. В этом году вырастили 2,5 т клубники, выручка составила 900 тыс. рублей", — сообщили в компании. Увеличивать объемы производства "Лосево" не планирует, поскольку конкуренция со стороны импортной продукции слишком велика.
ЗАО "Выборжец" также рассматривало возможность выращивать клубнику. "Мы посчитали экономику и решили, что выращенная в теплицах ягода будет слишком дорогой, поэтому мы не сможем конкурировать с другими производителями", — пояснил директор по продажам агрохолдинга Александр Бельковец. Предпосылок для выращивания ягод в теплицах в СЗФО пока нет, поскольку цена на тепличную продукцию будет слишком высокой. Драйверами в этом сегменте все равно останутся фермеры.
Между тем потребность в ягодах в Петербурге и области, по оценкам участников рынка, превышает объемы производства в 2–3 раза и составляет до 150 т продукции в год. Потребители продукции закупают ягоды в южных регионах, Белоруссии, Южной Европе и Южной Африке. Наиболее популярными ягодами для переработки считаются клубника, смородина, крыжовник, облепиха.
"Мы закупаем ягоды в основном в Белоруссии, а также в Крыму. Местные производители пока не предлагали нам свою продукцию", — говорит совладелица торговой сети "Фруктовая лавка" Марина Станчиц.
"У нас уже давно проблемы со стабильными закупками свежей клубники. Не найти поставщиков, которые бы продавали ягоду постоянно и по приемлемой цене. Поэтому мы убираем из ассортимента позиции с использованием ягод", — говорит руководитель сети "Сладкоежка" Михаил Саксонов. "Если на рынке будет представлена местная продукция, мы будем только рады", — добавляет он. "Мы готовы закупать местные свежие ягоды, если производитель или поставщик предложит цену не выше средней по рынку", — говорит совладелец пекарен "Коржов" Виктор Сартаков–Коржов. В прошлом году в России было выращено 900 тыс. т ягод, импорт составил 40–50 тыс. т.