Выставка "Настоящая небыль" проходит в Музее политической истории

 

Во французском городе Гавр на бульваре, ведущем от вокзала к побережью, есть дом со странной табличкой. Надпись на ней гласит: "17 апреля 1891 г. здесь не произошло ровным счетом ничего". Эта абсурдная памятная доска — насмешка над тем, как нелепо наше стремление вести подробный учет значимым историческим событиям.
Это, впрочем, не только шутка, но и серьезная игра с коллективной памятью. Пусть в этом месте в этот день не случилось ничего, в этом его примечательность — жизнь здесь просто шла своим чередом. Нет же такого закона, по которому нужно хранить память только о происшествиях из ряда вон выходящих! История состоит в том числе из обычной рутины.
Выставка "Настоящая небыль" в Музее политической истории, открывшаяся в рамках фестиваля фонда ПРО АРТЕ "Современное искусство в традиционном музее" — о превратностях исторической памяти. Факты и вымыслы порой подменяют друг друга. Особенно отчетливо это осознаешь в особняке Матильды Кшесинской — легендарной фигуры предреволюционного Петрограда. Участники проекта черпают материал из исторической мифологии.
Вера Светлова возвращает нас к мифу о бегстве Керенского из Зимнего. Фантазии на темы советского конструктивизма поглотили Александра Андросова и Вадима Зайцева. Памятная доска Вадима Комиссарова вторит остроумной табличке с гаврского бульвара. Александр Цикаришвили вылепил из глины и земли дома, в которых выросли большевистские лидеры Сталин, Берия и Троцкий. Чем беднее и меньше был дом, тем коварнее и изощреннее был его жилец. Сталин вне конкуренции. Еще одна настоящая небыль — археологические открытия, разоблаченные как мистификации. Об этом проект Дарьи Таран.
Невероятно, но факт: на русский до сих пор не переведены материалы Нюрнбергского процесса. Наталья Тихонова подготовила первый проект этого издания. Леонид Цхе рассказывает небылицы о том, что творится во дворах Академии художеств — оплота консерватизма. Вероника Рудьева–Рязанцева устраивает веселое шоу футболок–стягов, провозглашающих свободу искусства от всего, даже от самого себя. Инсталляция напоминает о том, что настоящая небыль — это та сила, которая наделяет художественные фантазии магией реального присутствия.