До и после чемпионата

Благодаря подготовке к ЧМ–2018 рынок дорожно–строительных работ вырос, но бизнесмены опасаются его падения в последующие годы.

За последний год в отчетности крупнейших дорожно–строительных компаний Петербурга можно отметить интересную тенденцию. Значительно увеличилась разница между годовыми выручками компаний и объемами госзаказов, полученных ими в 2016–м и начале 2017 года. У большинства подрядчиков многомиллиардный оборот обеспечивается за счет крупных контрактов, полученных еще до 2016 года. Как правило, деньги на эти работы выделялись в преддверии Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу: к ним нужно было подготовить дороги и транспортную инфраструктуру.
С одной стороны, международные спортивные соревнования послужили драйвером роста рынка в условиях экономического кризиса. Например, на текущий ремонт дорог в 2017 году к 3 млрд рублей добавили еще более 1,5 млрд. Крупнейшие подряды получили компании "ВАД", "АБЗ–Дорстрой" и "Орион–плюс". Но, с другой стороны, будущее рынка после 2018 года теперь выглядит туманным. Если объем госзаказа вернется на уровень начала 2010–х годов, не исключено, что рынок накроет очередная волна банкротств.
Как отмечают дорожники, улучшить ситуацию могло бы развитие направления государственно–частного партнерства. Но пока проекты в формате ГЧП в дорожно–строительной отрасли можно пересчитать по пальцам. Не получили развития даже такие очевидно востребованные идеи, как строительство подземных паркингов. Сложная ситуация заставляет подрядчиков уходить в другие регионы. Самый яркий пример этого года — переезд компании "ВАД" из Петербурга, где она была основана и работала с 1994 года, в Вологду. Петербург потерял крупного налогоплательщика и опытного подрядчика с портфелем госзаказа около 150 млрд рублей.
В строительном рейтинге "ДП" компания "ВАД" ежегодно занимала первые строчки, но теперь в связи со сменой юридического адреса выбыла, уступив место СПК "Зеленый город".
Ситуация на рынке за год почти не изменилась. Что касается конкретно "Метростроя", то объем госзаказа по сравнению с прошлым годом стал значительно ниже. Это связано с тем, что контракты на строительно–монтажные работы в метрополитене, заключенные ранее, имеют срок исполнения от 2,5 до 5 лет. Два из них находятся на завершающей стадии: Фрунзенский радиус и Невско–Василеостровская линия — 2018 год. Еще два контракта заканчиваются в 2019 и 2022 годах. Особо хочется отметить нововведение, которое появилось на рынке госзаказа недавно, — банковское сопровождение. Оно привело к тому, что финансовая деятельность генподрядчика, а в нашем случае и субподрядчиков, происходит с задержками. Каждый платеж проходит через сложную процедуру согласования заказчиком, банком, в случае с Невско–Василеостровской линией — еще и АНО "Транспортная дирекция — 2018". В результате возникают задержки во взаиморасчетах на всех уровнях.
Николай Александров
генеральный директор ОАО "Метрострой"
С 2015 года город живет в заботах о подготовке к проведению Кубка конфедераций — 2017 и чемпионата мира по футболу — 2018. Все основные объекты, построенные и строящиеся сегодня в Петербурге, так или иначе связаны с этими событиями. При этом неважно, что это — метро, дороги или мосты и путепроводы. Безусловно, события такого масштаба всегда давали и будут давать хороший толчок отрасли в частности и развитию города в целом. Но это все сегодня и завтра, а вот на следующие периоды подобного размаха мы не видим. Однако мы надеемся на правильно принятые руководством города решения по вопросам планирования и реализации тех или иных объектов транспортной инфраструктуры и, соответственно, на нашу востребованность на рынке Петербурга как высококвалифицированных профессионалов. Иначе придется настраиваться на работу в других регионах, как это уже сделали многие наши коллеги.
Владимир Шмидт
генеральный директор ЗАО "Пилон"