Доторговались до заводов. Торговые сети инвестируют в производство

Автор фото: Тимкив Виталий/ТАСС
Автор фото: Тимкив Виталий/ТАСС

Крупнейшие торговые сети расширяют партнерство с производителями. Они не только гарантируют предприятиям объемы закупок, но и готовы вкладываться в их развитие.

Продовольственные торговые сети расширяются так активно, что им не хватает поставщиков. Поэтому многие ретейлеры задумались об инвестициях в пищевые производства и агроактивы.

Обеспечили тылы

Активнее всего собственную производственную базу развивает "Магнит". Федеральная сеть, родиной которой является Краснодарский край, сразу сделала ставку на продукты своего производства. На сегодня ретейлер имеет собственные тепличные комплексы и логистические центры. В 2015 году компания начала реализацию проекта промышленного парка в Краснодаре, в первую очередь (включает 14 производств пищевой промышленности на площади 146 га) планируется вложить 9 млрд рублей. Как заявлял в СМИ Сергей Галицкий, владелец сети "Магнит", компания за 5–6 лет инвестирует 52 млрд рублей в новые производства.
Если у "Магнита" уже достаточно много заводов, то французская сеть Auchan только в этом году достроила собственный центр распределения мяса в Тамбове (от приемки мясосырья до отгрузки готовых полуфабрикатов), чтобы в будущем полностью отказаться от внешних поставок мяса. Ретейлер вложил в комплекс 3,5 млрд рублей. На начальном этапе мощность производства составила 350 т продукции в неделю, однако по плану к 2022 году мощность составит 1,4 тыс. т в неделю, завод будет обрабатывать все категории мяса (сейчас — только свинину). "Мы решили, что через 4 года все мясо, продаваемое в наших магазинах, будет произведено в этом центре", — заявлял на открытии Жан–Пьер Жермен, президент "АШАН Ритейл Россия".

Шампиньоны для Х5

Наконец к общей тенденции присоединился и ретейлер X5 Retail Group. Он договорился с Несвижским заводом детского питания из Белоруссии, который с конца 2016 года выпускает молочную продукцию под брендом "Сарафаново" только для сетей, которые входят в Х5: "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель".
"На создание собственных производств нас толкает ситуация на российском рынке продовольствия: нам не хватает объемов. Особенно это касается сети "Пятерочка", — говорит Владимир Сорокин, генеральный директор сети "Перекресток".
По словам Владимира Сорокина, заключив партнерское соглашение, Х5 уже обзавелась собственными теплицами по выращиванию шампиньонов и в этом году получит первый урожай. Также у компании есть партнерские проекты по организации производства сыра с плесенью. "Если бы не мы, инвестор не вложился бы в проект. Мы же со своей стороны получаем возможность закупать товар по привлекательной цене", — говорит он.
Другие федеральные сети, например "Лента" и "Дикси", свои заводы пока не строят, их сотрудничество с производителями пока что ограничивается программами СТМ (собственные торговые марки).
Как писал РБК, в "Дикси" на долю СТМ приходится примерно 15% оборота, а в сети "Лента" — около 12%. В ГК "Лосево" рассказывают, что получали от торговых сетей предложение выпускать продукцию под другим именем, но руководство приняло решение развивать собственный локальный бренд, сосредоточившись на качестве продуктов.

Поддержать фермеров

В 2014 году, после введения продовольственного эмбарго, многие торговые сети обратили внимание на локальных производителей, в том числе на небольшие фермерские хозяйства. Особенно активно с фермерами работают торговые сети, работающие в формате супермаркета: "Супербабилон", "Перекресток", "Лэнд", "Азбука вкуса".
В сети "Лэнд" говорят, что делают ставку на фермерскую продукцию и видят в этом способ отличаться от конкурентов. За 2016 год в сети супермаркетов "Лэнд" продукции отечественных фермерских хозяйств — партнеров было продано на сумму более 150 млн рублей, говорит Дмитрий Чтецов, генеральный директор этой сети. Удельный вес продукции местных производителей в матрице сети "Лэнд" составляет около 30% (при общем количестве 22 тыс. наименований), из них более 300 наименований — продукты фермерских хозяйств. В компании принимают к рассмотрению заявки на поставки любого объема, работают даже с мелкими и частными хозяйствами, подчеркивает Дмитрий Чтецов.
"Лэнд" помогает фермерским хозяйствам с логистикой, оформлением разрешительной документации на производство и реализацию фермерской продукции. Также компания предоставляет информационную поддержку и занимается продвижением продукции среди клиентов сети. На федеральном уровне в 2017 году сеть организовала дистрибуцию по СЗФО для 10 производителей из Астраханской, Курской, Московской областей, Алтайского и Краснодарского краев.

Риски и опасности

Но ожидать, что оборот производственных подразделений ретейлеров когда–либо будет сопоставим с выручкой их розничного звена, не приходится. Все–таки заводы — это непрофильное направление для торговых компаний, подчеркивают ретейлеры.
В ГК "Лосево" основной опасностью для торговой сети в случае запуска своей линии на существующем производстве называют имиджевые риски, так как не всегда у ретейлера есть возможность контролировать качество производимой продукции: сетям остается лишь надеяться на партнеров. В случае такого сотрудничества очень важно обратить внимание на договор, гарантирующий выполнение обязательств со стороны производителя в соответствующем качестве, подчеркивают в ГК "Лосево".