Фото: Тимкив Виталий/ТАСС

Доторговались до заводов. Торговые сети инвестируют в производство

Крупнейшие торговые сети расширяют партнерство с производителями. Они не только гарантируют предприятиям объемы закупок, но и готовы вкладываться в их развитие.

Продовольственные торговые сети расширяются так активно, что им не хватает поставщиков. Поэтому многие ретейлеры задумались об инвестициях в пищевые производства и агроактивы.

Покупатели мелким оптом: торговые сети готовы стать крупнейшими поставщиками для розницы

Покупатели мелким оптом: торговые сети готовы стать крупнейшими поставщиками для розницы

31919
Амера Карлос, Наталья Модель

Обеспечили тылы

Активнее всего собственную производственную базу развивает "Магнит". Федеральная сеть, родиной которой является Краснодарский край, сразу сделала ставку на продукты своего производства. На сегодня ретейлер имеет собственные тепличные комплексы и логистические центры. В 2015 году компания начала реализацию проекта промышленного парка в Краснодаре, в первую очередь (включает 14 производств пищевой промышленности на площади 146 га) планируется вложить 9 млрд рублей. Как заявлял в СМИ Сергей Галицкий, владелец сети "Магнит", компания за 5–6 лет инвестирует 52 млрд рублей в новые производства.

Если у "Магнита" уже достаточно много заводов, то французская сеть Auchan только в этом году достроила собственный центр распределения мяса в Тамбове (от приемки мясосырья до отгрузки готовых полуфабрикатов), чтобы в будущем полностью отказаться от внешних поставок мяса. Ретейлер вложил в комплекс 3,5 млрд рублей. На начальном этапе мощность производства составила 350 т продукции в неделю, однако по плану к 2022 году мощность составит 1,4 тыс. т в неделю, завод будет обрабатывать все категории мяса (сейчас — только свинину). "Мы решили, что через 4 года все мясо, продаваемое в наших магазинах, будет произведено в этом центре", — заявлял на открытии Жан–Пьер Жермен, президент "АШАН Ритейл Россия".

Шампиньоны для Х5

ГК "Лосево" начала производство безлактозного молока

ГК "Лосево" начала производство безлактозного молока

1525
Наталья Модель

Наконец к общей тенденции присоединился и ретейлер X5 Retail Group. Он договорился с Несвижским заводом детского питания из Белоруссии, который с конца 2016 года выпускает молочную продукцию под брендом "Сарафаново" только для сетей, которые входят в Х5: "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель".

"На создание собственных производств нас толкает ситуация на российском рынке продовольствия: нам не хватает объемов. Особенно это касается сети "Пятерочка", — говорит Владимир Сорокин, генеральный директор сети "Перекресток".

По словам Владимира Сорокина, заключив партнерское соглашение, Х5 уже обзавелась собственными теплицами по выращиванию шампиньонов и в этом году получит первый урожай. Также у компании есть партнерские проекты по организации производства сыра с плесенью. "Если бы не мы, инвестор не вложился бы в проект. Мы же со своей стороны получаем возможность закупать товар по привлекательной цене", — говорит он.

Другие федеральные сети, например "Лента" и "Дикси", свои заводы пока не строят, их сотрудничество с производителями пока что ограничивается программами СТМ (собственные торговые марки).

Как писал РБК, в "Дикси" на долю СТМ приходится примерно 15% оборота, а в сети "Лента" — около 12%. В ГК "Лосево" рассказывают, что получали от торговых сетей предложение выпускать продукцию под другим именем, но руководство приняло решение развивать собственный локальный бренд, сосредоточившись на качестве продуктов.

Поддержать фермеров

В 2014 году, после введения продовольственного эмбарго, многие торговые сети обратили внимание на локальных производителей, в том числе на небольшие фермерские хозяйства. Особенно активно с фермерами работают торговые сети, работающие в формате супермаркета: "Супербабилон", "Перекресток", "Лэнд", "Азбука вкуса".

В сети "Лэнд" говорят, что делают ставку на фермерскую продукцию и видят в этом способ отличаться от конкурентов. За 2016 год в сети супермаркетов "Лэнд" продукции отечественных фермерских хозяйств — партнеров было продано на сумму более 150 млн рублей, говорит Дмитрий Чтецов, генеральный директор этой сети. Удельный вес продукции местных производителей в матрице сети "Лэнд" составляет около 30% (при общем количестве 22 тыс. наименований), из них более 300 наименований — продукты фермерских хозяйств. В компании принимают к рассмотрению заявки на поставки любого объема, работают даже с мелкими и частными хозяйствами, подчеркивает Дмитрий Чтецов.

"Лэнд" помогает фермерским хозяйствам с логистикой, оформлением разрешительной документации на производство и реализацию фермерской продукции. Также компания предоставляет информационную поддержку и занимается продвижением продукции среди клиентов сети. На федеральном уровне в 2017 году сеть организовала дистрибуцию по СЗФО для 10 производителей из Астраханской, Курской, Московской областей, Алтайского и Краснодарского краев.

Риски и опасности

Но ожидать, что оборот производственных подразделений ретейлеров когда–либо будет сопоставим с выручкой их розничного звена, не приходится. Все–таки заводы — это непрофильное направление для торговых компаний, подчеркивают ретейлеры.

В ГК "Лосево" основной опасностью для торговой сети в случае запуска своей линии на существующем производстве называют имиджевые риски, так как не всегда у ретейлера есть возможность контролировать качество производимой продукции: сетям остается лишь надеяться на партнеров. В случае такого сотрудничества очень важно обратить внимание на договор, гарантирующий выполнение обязательств со стороны производителя в соответствующем качестве, подчеркивают в ГК "Лосево".

Елена Домброва, Амера Карлос Все статьи автора
27 сентября 2017, 11:33 2856
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама