Как не умереть толстым журналам

С некоторым изумлением наблюдаю в последние дни целый цикл холиваров на тему — вы не поверите — опять литературных толстых журналов.

Галина Юзефович, литературный критик:
Одни предлагают их сохранять, продвигать как "элитные бренды" и ни в коем случае ничего в них не трогать (музей же). Другие желают изничтожить и забыть (в принципе, эта фракция утверждает, что они и так уже все умерли — несколько преждевременно, надо признать). Третьи рекомендуют сделать попроще, поживее и подоступней, ближе, так сказать, к народу.
У меня тоже, знаете ли, есть мнение, что сделать с толстыми журналами (или, вернее, что делать толстым журналам), чтобы они не умерли, с одной стороны, и при этом были по-настоящему полезны — с другой. Дальше, извините, длинно.
В своей злополучной лекции про то, как выживать писателю в России (до сих пор огребаю), я сказала, что у нас почти нет такого института, как литературный агент. Писательство — занятие низкомаржинальное, писатели получают так мало, что найти агента, готового представлять их интересы на внутреннем рынке, очень, очень сложно.
Это значит, что вместо нормальных, прозрачных отношений автор — агент у нас складываются странные и немного патологичные отношения клиент — патрон, когда в роли патрона выступает какая-то литературная величина (редактор, издатель, другой — более успешный — писатель, влиятельный блогер и т. д.), а в роли клиента, соответственно, бедолага-автор. Патрон читает автора, находит его интересным (талантливым, перспективным) и начинает так или иначе его продвигать, используя для этого свой (годами накопленный) авторитет. Иными словами, патрон инвестирует в автора свою компетенцию и общественный вес, причем делает это по большей части совершенно бескорыстно. Бескорыстие — механизм благородный, но ненадежный, что делает переспективу найти собственного патрона, мягко говоря, сомнительной.
И вот, возвращаясь, собственно, к толстым журналам, мне кажется, что именно в этой нише — в роли эдакого коллективного экспертного патрона — они были бы наиболее уместны. Если бы толстые журналы взялись по-честному, активно и энергично просеивать самотек, раскидывать невод максимально широко, выбирать редкие жемчужины, доводить их до ума, печатать, а после носиться с ними как с писаными торбами, продвигать, прославлять и передавать (продавать) издателям, это было бы по-настоящему бесценно и отчасти заменило бы традиционный институт агентов. Компетенция у "толстяков" для этого есть, вес пока еще тоже не полностью растерян, так что все основания налицо.
Я, конечно, понимаю, что толстожурнальные люди сейчас скажут, что они и так все это делают, но come on, нет. Исчезающе редко кто-то по-настоящему новый является нам из толстого журнала — вот разве что Алексей Сальников и Анна Козлова (честь и слава журналам "Волга" и "Дружба народов" соответственно). Но это же крохи, честно — уверена, что в мутных водах книжного самиздата, да даже и на сайте "Проза простигосподи Ру" водится немало золотых рыбок — не миллион, но и не две все же.
Вот на такие толстые журналы — продвигающие не самих себя, а своих новых авторов — я бы подписалась завтра. И помогала бы им чем могла, честно. Если соберетесь, можете на меня рассчитывать.