Ольга Мягченко Все статьи автора
20 сентября 2017, 15:21 1091

На дне. "Газпром трансгаз" придумал обитаемый подводный аппарат

Фото: gazprom.ru

"Газпром трансгаз" разработал первый в России обитаемый подводный аппарат для эксплуатации морских магистральных газопроводов. Инвестиции составили почти 45 млн рублей. До сих пор в России таких не выпускали, а закупали в США и Норвегии. Но после введения санкций против "Газпрома" этой компании пришлось самостоятельно налаживать выпуск многих видов оборудования.

Разработкой нового подводного аппарата ООО "Газпром трансгаз" ("дочка" ПАО "Газпром") занималось совместно с НИЦ "Курчатовский институт". Аппарат рассчитан на двоих операторов и будет использоваться для проведения подводных работ в ходе эксплуатации газопроводов, обследования подводных сооружений не только самого "Газпрома", но и других компаний, а также для разведки новых месторождений и спасательных работ. "В мире нет аппаратов, в полной мере удовлетворяющих потребностям компаний группы "Газпром", — пояснили в "Газпром трансгаз".

Чистая прибыль "Газпрома" по МСФО за 9 месяцев обрушилась на 18%

Чистая прибыль "Газпрома" по МСФО за 9 месяцев обрушилась на 18%

354

Впрочем, главная побудительная причина для работы над аппаратом — проблемы с импортом соответствующего оборудования. До сих пор газпромовцы закупали его за рубежом, в основном в США и Норвегии. Но после введения антироссийских санкций, под которые попал "Газпром" и все его структуры, поставки практически сошли на нет.

Это касается не только глубоководного оборудования. В газпромовском перечне наиболее важных видов продукции для импортозамещения и локализации производства значится 253 вида оборудования, разработкой и производством которого компания предлагает заняться отечественным предприятиям. До введения санкций, в 2013 году, Минпромторг оценивал долю отечественного оборудования на нефтегазосервисном рынке в 30%. Она сократилась до этого уровня с 70% в течение 10 лет. Поэтому сейчас российским добывающим компаниям приходится заполнять этот пробел.

Правда, мировые лидеры по производству оборудования для исследования подводных глубин давно акцентируют внимание на необитаемых эксплуатационных комплексах, отмечают специалисты Института проблем морских технологий ДВО РАН. По их данным, еще с середины 1980-х "необитаемые подводные аппараты стали дополнять водолазные методы работ на шельфе и вытеснять дорогостоящие обитаемые аппараты". В этом направлении работают компании FMC Kongsberg Subsea AS, Aker Solutions (Subsea), Cameron и General Electric Vetco. Еще в 2014 году вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин с сожалением констатировал: "Российских компаний в этом списке, увы, пока нет".

Теперь благодаря спросу со стороны нефтегазодобывающих компаний такие производители могут появиться, считает аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. Гражданских глубоководных обитаемых аппаратов ни в России, ни даже в СССР самостоятельно не производили, отмечает он. Первые глубоководные советские аппараты "Пэйсис" были произведены в Канаде, оба батискафа МИР — по заказу СССР на финских верфях. "Хотя у России есть колоссальный опыт использования таких аппаратов, с опытом их производства дела обстоят значительно хуже. С учетом перспектив развития добычи на шельфе такие аппараты будут востребованы, причем не только российскими, но и зарубежными компаниями", — уверен Кирилл Яковенко.

Пока некоторые виды оборудования и техники отечественным нефтегазовым предприятиям удается закупать за рубежом, признает эксперт. Он напомнил о нашумевшем заказе "Газпрома" на строительство на южнокорейских верфях 15 танкеров для перевозки сжиженного природного газа, произведенного на "Ямал СПГ". Но российские власти намерены ограничить закупку дорогостоящего оборудования, воздушных и морских судов — госкомпании должны будут согласовывать такие контракты с правительством РФ.

Эксперты полагают, что пока трудно сказать, насколько отечественные аппараты будут конкурентоспособны на международном рынке, так как "Газпром трансгаз" и НИЦ "Курчатовский институт" пока не сообщают, на базе какого предприятия будут их выпускать и сколько они будут стоить. "Если аппараты покажут свою эффективность и будут стоит значительно дешевле аналогов, то спрос на них с учетом активного освоения шельфовых месторождений будет", — резюмирует Кирилл Яковенко.

Россия разгружает Прибалтику. Терминал Бронка пытается оттянуть на себя грузы из портов стран Балтии

Россия разгружает Прибалтику. Терминал Бронка пытается оттянуть на себя грузы из портов стран Балтии

7670
Александр Сологуб, Ольга Мягченко
Новости партнеров
Реклама