Криптовалюты: атака регуляторов

На прошлой неделе энтузиастам блокчейн-проектов и игрокам рынка криптовалют было не до обсуждения новых проектов, поиска перспективных стартапов и даже торговли. На первый план вышла проблема регулирования ICO: в Китае данный механизм фондирования запретили, в других странах – насторожились, а вот в Канаде, кажется, нашли компромисс.

Безусловно, центральным событием прошедшей недели стал запрет китайских властей на проведение ICO (initial coin offering, первичное размещение монет – метод сбора инвестиций с помощью блокчейна для реализации бизнес-проектов, как основанных на блокчейне, так и нет).
Второй волной появились слухи о том, что Народный центральный банк Китая может запретить еще и работу на территории страны криптовалютных бирж, что отправило курсы ведущих криптовалют сначала резко вниз, а затем, когда слухи не подтвердились, резко вверх.

Первый выстрел

Конкретно денежные власти Китая в своем заявлении указали на следующие основные моменты. ICO "по своей природе является не согласованной с властями и нелегальной деятельностью, которая связана с финансовыми преступлениями, такими как незаконное распространение финансовых токенов (цифровой актив, который дается инвестору в обмен на вклад, аналог акции или депозитарной расписки на фондовом рынке. – Ред.), незаконная эмиссия ценных бумаг, незаконный фандрайзинг, мошенничество и финансовые пирамиды". Кроме того, "токены или "криптовалюты" (в оригинале именно в кавычках. – Ред.), которые распространяются при ICO, не эмитированы денежными властями и не имеют, в отличие от фиатных валют, законного обеспечения и не могут обращаться на финансовом рынке".
Всем китайским площадкам было предписано остановить любые связанные с обращением токенов операции, даже чисто информационные, тотчас по ознакомлении с заявлением центрального банка. Компаниям, которые уже провели ICO и собрали деньги, было вменено в обязанность приступить к возврату средств инвесторам. Нарушение предписаний каралось закрытием сайтов, мобильных приложений или отзывом лицензии и разрешений на тот или иной вид деятельности.
Не то чтобы на глобальном рынке началась паника. Участники криптоэкономики уже давно получали и продолжают получать сигналы от регуляторов о том, что чиновники настроены – и небезосновательно – по отношению к ICO недружелюбно. Так что ничего сверхнеожиданного не произошло. Биржи начали делистинг токенов, которые появились через ICO, некоторые и вовсе прекратили работу. Китайская биржа Binance, помимо выполнения непосредственных указаний регулятора, решила вообще также прекратить обслуживание клиентов, заходящих с местных IP-адресов, что составляет 27,5% ее пользователей.
Спустя короткое время появились слухи о том, что китайский центробанк собрался запретить и биржи, и такое развитие событий на фоне бана ICO представлялось вероятным. А приостановка бирж – это уже удар не только по токенам, но и по всем криптовалютам.
И вот здесь началось логичное резкое падение курсов монет. Например, биткоин спустился почти на $400, около 10% от торгуемой цены, временами даже ненадолго падая ниже психологической отметки $4 тыс.; NEO – на 30%, остальные валюты упали тоже на двузначные процентные пункты.
На крипторынке, напомним, даже значительные колебания происходят в течение нескольких часов, что давно уже никого не удивляет и не ввергает в шок. Более того, игроки понимают, что если сильное движение в любую сторону продиктовано слухами, то надо запастись терпением и подождать, когда информация либо подтвердится, либо будет опровергнута, и тогда надо ловить новую волну. Так, в частности, случилось с валютой Ripple, о чем мы писали в прошлой колонке.
Все так же произошло и на сей раз. В одночасье, после того как биржи отрапортовали о стабильной работе, те же монеты резко – если говорить о процентах, а не абсолютных цифрах – выросли, а уже 11 сентября биткоин снова легонько пошел вниз. Как вы думаете почему? По причине появления ровно тех же опасений, что Китай таки закроет биржи. Не удивимся, если китайские власти еще покачают ситуацию в разные стороны, а владельцы большого числа биткоинов на этом неплохо заработают. Кстати, львиная доля всех биткоинов находится в руках именно китайских компаний. И вот думайте после этого что хотите…

Комиссии по ценным бумагам проводят артподготовку

Центробанк Поднебесной первым решился на масштабные решительные действия в отношении ICO, и не исключено, что его примеру последуют его коллеги из других стран. Они, возможно, уже давно бы это сделали, но, видимо, не обладают столь сильным административным ресурсом и исполнительской дисциплиной со стороны подопечных, а также атмосферой авторитаризма с человеческим лицом, позволяющим действовать быстро и эффективно.
Глава Комиссии по ценным бумагам США Джей Клейтон высказал свои опасения на тему того, что не отработанный законодательно механизм ICO способствует обману инвесторов, совершению киберпреступлений и несет в себе множество рисков, прежде всего из-за атак хакеров. Он заявил, что не удовлетворен степенью и охватом информирования простых американцев о природе ICO и факторах, которые несут в себе потенциальные угрозы – потери инвестиций из-за взлома кошельков и информационных систем стартапов, как это бывало уже неоднократно. Каких-то конкретных шагов Клейтон не предложил, ограничившись тезисом, что инструктаж публики надо, как говорится, расширить и углубить.
Здесь стоит отметить, что в США широко распространена культура инвестирования в акции, облигации и другие инструменты среди простых рабочих, бюджетников, полицейских, инженеров и представителей профессий, которые с финансовым рынком не связаны даже опосредованно. И беспокойство главного регулятора вполне можно понять. К тому же оно более чем обоснованно: консалтинговая компания Chainanalysis подсчитала, что около 10% средств, собранных в 2017 году через ICO с помощью платформы Ethereum, оказалось в итоге в руках мошенников и хакеров. Речь идет о сумме $150 млн, что сопоставимо с годовой выручкой крупной российской сырьевой компании. Если к "эфиру" прибавить преступления, совершенные с другими токенами, то получится цифра $225 млн. Всего в 2017 году, напомним, через ICO было собрано чуть более $2 млрд.
Как происходит криптограбеж честных граждан? Есть четыре схемы, отмечает Chainanalysis: фишинг, эксплоит (на ваш компьютер "подселяется" вражеский файл, активирование которого приводит к тем или иным действиям), взлом и финансовые пирамиды. В общем, ничего нового, все это обычные, опробованные в мире хакинга методы.
Самым популярным является фишинг: потенциальный инвестор получает с адреса стартапа письмо о том, что распродажа токенов началась, деньги надо перечислять вот сюда. Инвестор делает вклад, после чего спустя в лучшем случае несколько часов узнает, что адрес для перевода денег принадлежал мошенникам, которые влезли в компьютерную систему компании-стартапа и направили доверчивым людям письмо с неверным кошельком. Заметить что-то нехорошее сможет только очень подозрительный и бдительный человек, а найти преступника – скорее всего, никто.
К сонму обеспокоенных регуляторов присоединились государственные органы Малайзии и Гонконга, а также ряда других стран, не исключая Россию. Надзорные ведомства шлют публике четкие предупреждения вроде тех, что слышат пассажиры метро с напутствием не покупать товары с рук и вообще избегать контактов с представителями теневой экономики.
Однако на этом у них пока все. Вдохновит ли их пример Китая? Вопрос открытый.

Но есть и хорошие новости

Значит ли все это, что ICO как механизм привлечения средств в ближайшее время столкнется с серьезными ограничениями, даже если регуляторы не будут вводить плоский бан?
Есть надежда, что будет реализован другой подход, который можно окрестить "канадским". В Канаде национальная комиссия по ценным бумагам управляет шестью региональными комиссиями, которые на своем уровне и решают судьбу конкретных эмитентов. Так, надзорный орган провинции Квебек недавно пошел на беспрецедентный шаг: он договорился со стартапом Impak о том, что тот будет проводить ICO и выпускать свои токены Impak Coins под присмотром чиновников.
Таким образом, будут убиты сразу два зайца: инвесторы благодаря надзору не пострадают, а сам регулятор войдет в новую для себя тему и выработает совместно с предпринимателями подходы к управлению игроком из пока еще чуждого для себя мира криптоэкономики. Иными словами, подход заключается в том, чтобы учиться чему-то, непосредственно делая это, или, как это выражено более емко известной фразой на английском языке, learning by doing. Стартап Impak, заметим на полях, заключается в выпуске монет, которыми пользователь сможет расплачиваться за экоориентированные продукты и услуги от поставщиков, с которыми компания договорится о сотрудничестве: от аренды велосипеда до покупки монитора со сниженным уровнем излучения. Идея любопытная и, возможно, для Канады актуальная.
И вторая похожая новость, на этот раз из провинции Британская Колумбия. Местная комиссия официально одобрила создание инвестиционного фонда First Block Capital, который будет работать с биткоином и производными криптоинструментами. Фонд дал возможность регулятору мониторить свои финансовые операции и контролировать таким образом, что законы не нарушаются. Всего-то, в общем, делов: мы вам – прозрачность, вы нам – спокойную жизнь.
Что ж, рынку остается ждать, как поведут себя обе стороны – сядут договариваться, как в Канаде, или перейдут к окопной войне, как в Китае. Ну и самое для нас интересное: какой путь выберет Россия?