Ольга Мягченко Все статьи автора
5 сентября 2017, 14:23 385

Мечта сбылась: Россия перегнала Америку

"Было бы удивительно, если бы США стали первыми, где будет реализован проект Hyperloop", — таким откровением ошеломили российскую общественность Шервин Пишевар и Джош Гайгел, представители американской компании Hyperloop One. И предположили, что новый вид транспорта — скоростной поезд–капсулу, который, по замыслу разработчиков из Hyperloop One, будет преодолевать в час 1200 км, двигаясь в вакуумной трубе без рельсов и колес, — получит Россия.

"Многие другие страны более прогрессивны с точки зрения регулирующих норм и выдачи лицензий, чем США", — поясняют Пишевар и Гайгел. Вот, например, Россия: тут приветствуют инновации и охотно финансируют их из государственной казны, а ведь без господдержки не обойтись. Так что в 2021 году уже можно приступать к строительству. А пока выбрать трассу, подготовить землю к застройке. Благо Минтранс РФ уже определил пилотный участок — 65 км от порта Зарубино в Приморье до китайского Хуньчуня. На строительство магистрали потребуется 40 млрд рублей. Часть денег (сумма не раскрывается) американский болид уже получил от государственного Российского фонда прямых инвестиций.

Государственное финансирование — ключевая идея в теме Hyperloop в России. Потому что строить–то пока нечего: в августе на испытаниях в США поезд разогнался пока только до 355 км/ч. А беспрецедентная дороговизна этого вида транспорта делает его совершенно нерентабельным. Возможно, именно поэтому инициатор создания Hyperloop миллиардер и глава Space X и Tesla Motors Илон Маск еще в 2013 году заявил, что не будет заниматься суперпоездом. И до сих пор не ясно, имеет ли он сейчас отношение к этому проекту.

В России любят масштабные проекты, на которых можно освоить много казенных рублей, не предъявляя конкретных результатов. Например, 20 лет назад государственное РАО "ВСМ" снесло несколько домов около Московского вокзала и вырыло на их месте огромный котлован, потратив на это 3,5 млрд рублей, выделенные на создание скоростного железнодорожного движения между двумя столицами. Яму застроили только спустя 10 лет, а под запуск скоростного "Сапсана" завели новую госпрограмму.

Более свежая авантюра — так и не прорытый Орловский тоннель под Невой — увела из бюджета, по оценкам экспертов, не меньше 5 млрд рублей. Они пошли на разработку и переделывание концепций, проектов, выбор концессионера и выплату ему отступных за несостоявшееся строительство.

С 2001 года, когда было впервые решено строить кольцевую трассу надземного экспресса в 50 км, этот проект сильно изменился: теперь речь идет об аэроэкспрессе в Пулково. Но за это время разработчики и подрядчики разного рода потратили из бюджета не меньше 2 млрд рублей.

Удивительно, что пока не получила государственного финансирования идея Петербургского госуниверситета путей сообщения (ПГУПС). Но с точки зрения выделения бюджетных денег проект перспективен. ПГУПС предлагает внедрять магнитную левитацию. Со скоростью минимум 400 км/ч магнитный поезд будет парить над рельсом по эстакаде. Стоимость строительства — по 1 млрд рублей за 1 км трассы. Впрочем, деньги от государства не очень и нужны, ему предлагают стать гарантом по проекту, чтобы инвесторы не боялись вкладываться. А их опасения можно понять, ведь реального поезда, который мог бы летать над магнитными рельсами, у разработчиков пока нет, а начать строительство они готовы уже через год.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама