Кредит на клетку и линейку. Как старожил петербургского рынка тетрадей и блокнотов развивает своей бизнес уже 25 лет

Автор фото: Сергей Ермохин
Юрий Власов, глава компании «Политехнология».

Компания Юрия Власова — старожил петербургского рынка тетрадей и блокнотов — все 25 лет развивается на кредиты.

Компания "Политехнология" работает уже четверть века, учредитель компании Юрий Власов рассказывает, что с самого начала работы в этой сфере приходилось брать кредиты, потому что период от закупки сырья до выхода продукции на рынок очень длинный.

Календарь кредитов

"Мы производим тетради, блокноты, календари и при этом не "гоним зеленку", то есть тонкие школьные тетрадки, при наших объемах это нерентабельно, — поясняет предприниматель. — Новую коллекцию тетрадей, которую будут раскупать в магазинах в августе, мы должны представить на выставке оптовикам весной и сырье для календарей закупаем в марте". Создавалась компания тоже на кредитные средства, причем банк, в котором брали заем, вскоре после выплаты разорился.
Поначалу компания работала на арендованных мощностях, и только в 1994 году удалось купить свои станки. "Самое главное — линовальная машина, она стоит сейчас от 600 тыс. евро, а без нее никак, и поэтому основать такое производство сейчас крайне сложно, — говорит Юрий Власов. — У нас этот аппарат советский, 1964 года производства, и никто ничего умнее линовальных агрегатов в этой сфере не придумал". Всего на производстве 70 станков, они обрабатывают 1200 т бумаги и картона в год. Компания арендует 3,1 тыс. м2 на юге Петербурга, ее годовая выручка превышает 125 млн рублей.
После 2014 года, рассказывает учредитель, работать стало сложнее: "Кредиты нам по–прежнему нужны, и если раньше за нами буквально бегали с предложениями, с 2015 года начали отказывать". Еще одна сложность — угадать вкусы покупателей. В коммерческом отделе компании рассказывают, что некоторые товары пользуются спросом постоянно, например, тетради с видами Петербурга не выводят из ассортимента с начала нулевых. А другие живут несколько сезонов, для их разработки приглашают дизайнеров и иллюстраторов. Лицензии на изображения из мультфильмов и кино компания не покупает: слишком дорого. "Зато удачной идеей оказались скетчбуки — блокноты для рисования, — говорит Власов. — Здесь, как и в любом производственном бизнесе, приходится постоянно меняться, чтобы выжить".
Сейчас компания рассчитывает нарастить производство за счет нового оборудования. В кризис, отмечает ее владелец, оптовые компании гораздо больше интересуются недорогой канцелярией российского производства.

Свое недорогое

Среди лидеров российского рынка тетрадей и блокнотов — компании "Хатбер", Северо–Западная лесопромышленная компания, "Академия Холдинг", Полотнянозаводская БФ, "Канц–Эксмо", АСТ и другие. Многие участники рынка считают, что он пресыщен, а главный критерий выбора тетради — не столько качество товара, сколько дизайн обложки.
Но оказывается, что это лучше получается у иностранцев. "Отечественные производства выпускают вполне конкурентоспособную качественную и недорогую продукцию, и количественно у нас в сети их больше, — говорит гендиректор "Буквоеда" Денис Котов. — Но западные товары более ориентированы на маркетинг, лучше работают с брендингом, психологией потребителя. Это, например, Moleskine, Paperblanks — сами по себе модные бренды". Он добавляет, что иностранные фирмы чаще производят блокноты с необычным оформлением, обращают внимание на тактильные ощущения покупателя.