23:3031 августа 201723:30
305просмотров
23:3031 августа 2017
Несколько лет советские спецслужбы получали информацию обо всех разговорах в кабинете посла США в СССР, что называется, из первых уст: звук шел из микрофона, установленного в роскошном гербе Соединенных Штатов, который пионеры торжественно вручили посланнику государства–союзника Гарриману в феврале 1945 года. "Потерявший от восторга дар речи осторожнейший дипломат едва ли не впервые за свою карьеру выпалил то, что думал: "Куда же мне его девать?.. Где держать?.. Я же не могу оторвать от него глаз!.." Проинструктированный накануне личный переводчик Сталина Валентин Михайлович Бережков как бы невзначай и ненавязчиво заметил: "Да повесьте у себя в рабочем кабинете… Англичане умрут от зависти". Подобных историй в избытке рассказано в книге польского дипломата Херонима Граля и его российского коллеги Олега Давтяна "Подарочный этикет". Но эта и другие новеллы для рассказчиков не самоцель, а способ увлекательно рассказать о том, как правильно вручать и получать дары.
Книга продолжает серию, затеянную несколько лет назад издательством при петербургском ГУП "Инпредсервис", чья специализация — обслуживание иностранных диппредставительств. В ней уже вышли книги "Согласно протоколу" и "Этикет делового письма".
Как и предыдущие, предназначено пособие, можно догадаться, главным образом дипломатическим работникам, но знать правила поведения, изложенные в нем, пригодится всякому: не каждый, скажем, помнит, что подарок не принято вручать в прихожей (за исключением цветов): раздевшись, его вручают в комнате и, не торопясь, говорят теплые приветственные слова. Подарки, ненавязчиво напоминают нам авторы, нужно обязательно преподносить в красивой упаковке, чтобы не возникла мысль, что у вас не было времени или желания оформить приношение должным образом.
Если говорить о целевой аудитории, то понятно, что это не только и не столько дипломаты, но и деловые люди, представляющие корпорации. Как известно, малейшая шероховатость в личных отношениях может угробить миллиардную сделку, многолетний плод труда множества людей. Разумеется, никакой гарантии успеха в бизнес–переговорах эта книга не дает и дать не может, но от каких–то фатальных ошибок, думаю, убережет.
Особенности делового этикета в разных странах, как известно, порой отличаются радикально. В европейских странах, скажем, принято вручать презент двумя руками или левой рукой, чтобы правая оставалась свободной для объятий или рукопожатия. А в мусульманских регионах так делать точно не стоит: левая рука там считается нечистой. Все это подробно расписано в отдельном разделе, который посвящен особенностям подарочного этикета в разных странах — от Австралии до Японии.
Есть здесь и несколько рецептов, как изящно и корректно отклонить неподобающий подарок, чтобы не оказаться в положении посла Гарримана. Или, допустим, в положении Владимира Путина, которому преподнесли в свое время исполнение хором в 60 000 человек гимна Российской Федерации на площади Ахмата Кадырова в центре Грозного, а несколькими годами позже попытались вручить "Календарь для Путина" с не совсем одетыми студентками факультета журналистики МГУ, которые таким образом решили отметить день рождения президента.
Эпоха, когда книга считалась лучшим подарком, говорят авторы с нескрываемым сожалением, стремительно уходит в прошлое, хотя достойный обычай преподносить в дар книгу все еще сохраняется и даже переживает некоторый ренессанс. Дарить книги с назидательной целью авторы категорически не рекомендуют, но, полагаю, человек, слабо знакомый с замысловатым и разветвленным подарочным этикетом, едва ли обидится, если ему вручат этот небольшой том — каким бы повод для этого ни был.