Ракетные запуски КНДР — эксперимент не только военно-технический, но и общественно-политический. Пока что он показывает, что ядерное оружие на самом деле неважный инструмент для политического торга.
Северокорейский вождь Ким Чен Ын продолжает издеваться над западными — или, точнее, относительно КНДР восточными соседями. Уже четвертый запуск баллистических ракет за последние 4 дня, и на этот раз ракета "Хвасон-12" пролетела непосредственно над территорией Японии, перелетев ее и упав в Тихом океане, наделав немало шума.
Это достаточно серьезно, заявили и в Токио, и в Сеуле, и в Вашингтоне, и даже в Москве сочли запуск перебором. "Хвасон-12" пролетела 2,7 тыс. км, то есть теоретически могла долететь до острова Гуам, где у США военные базы, до него всего километров на 500 дальше. Между делом можно заметить, что немногим севернее острова Хоккайдо, над которым пролетела ракета, расположена уже Россия, и получается, что возможности для шантажа Москвы у Пхеньяна, на первый взгляд, тоже неплохие.
Не вполне понятно, зачем Ким Чен Ын вообще это делает. Он, надо полагать, вполне отдает себе отчет в том, что его ракет, вероятно, хватит для того, чтобы уничтожить среднего размера город в Японии или даже Гуам (примерно треть Петербурга по площади), но после этого его страна просуществует не очень долго. Может быть, это самоутверждение, может быть, сам или по чьей-то просьбе он проверяет состояние японо-американской системы ПРО, но власти КНДР торжествуют.
Они делают, что хотят, открыто угрожают мощнейшим государствам мира, репетируют захват спецназом соседских территорий, а те лишь выражают все большую обеспокоенность, делают сотые по счету предупреждения, топают ногами, собирают какие-то советы безопасности ООН — в общем, ведут себя смешно, как ботаники, с которых гопник сбил шляпу и сорвал очки.
Не политика, а идеал, мечта национал-патриота. Ведь Ким Чен Ын воплощает в жизнь лозунг "Не смешите наши "Искандеры", который в России так и остался лозунгом на майках. Для настоящей брутальности, конечно, из "Искандеров" нужно было бы тоже пострелять во все стороны, смеяться, наблюдая, как смешно забегали все эти шведы и поляки, и весь телевизионный эфир на всех каналах посвятить патриотическим проповедям.
Неплохой повод посмотреть со стороны на реальные последствия такой политики. Внутри КНДР, очевидно, сплошное ликование, но проповеди, равно как и отповеди, не приносят Северной Корее никакой очевидной пользы по сравнению с тем, что было раньше; страны, назначенные Пхеньяном врагами, реальных покушений на суверенитет Северной Кореи не делали и не делают; их демонический образ имеет самоценность исключительно в северокорейском телевизоре, а в остальном мире вызывает смех. Материальных изменений в жизни Японии и Южной Кореи, не говоря о США, не происходит, они по-прежнему остаются гораздо более процветающими государствами, и отношение к КНДР и Ким Чен Ыну тоже не меняется.
Выясняется, что ядерное оружие, даже при условии, что им не просто обладают, а активно размахивают, в мирное время не такое уж пугало. Оно может заставить соседей в какой-то степени опасаться возможного урона, но никак не помогает обладателю оружия продвинуться вперед и добиться результата. Максимум, чего добьется Пхеньян, — новых санкций, но не уступок. Страх не получается конвертировать в приобретения.
И чем дальше, тем больше дело выглядит так, что никакой результат и не планируется; запуски ракет — вещь в себе, а какую из них извлечь пользу, кроме пропагандистского развлечения, хозяин ракеты даже придумать не может.