Страхование спасает строительные фонды

 

На рынке строительных саморегулируемых организаций (СРО) завершилась реформа. В течение года все объединения должны были оформить документы, касающиеся компенсационных фондов, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и подать в Ростехнадзор бумаги для подтверждения статуса СРО. Также все СРО разместили деньги компенсационных фондов на специальных счетах уполномоченных банков — фактически банков топ–13 по объему капитала.
Но идея с компенсационными фондами оправдала себя лишь частично. Так, за причинение вреда третьим лицам из фондов за 7 лет в качестве компенсации было выплачено только 0,3% от всех собранных средств. Более 99% заявленных фондов оказались избыточными.
Формально на стадии формирования СРО требования по размещению средств фондов были достаточно просты, и при открытии депозита они часто руководствовались принципом "где выше процент и меньше вопросов, туда и положим деньги". Так поступали первые 5 лет, пока на рынке не начались отзывы банковских лицензий. В результате средства многих фондов зависли в проблемных банках. Это стало причиной обвинений в адрес саморегуляторов, словно это сами строители должны были предвидеть, у какого банка и когда отзовут лицензию.
В результате с деньгами остались приблизительно половина СРО. Те, кому повезло сохранить фонды, уже частично перевели средства на спецсчета. Однако судьба примерно половины СРО, потерявших фонды в результате отзыва лицензий банков, остается под вопросом. До объявления банка банкротом средства не считаются утраченными, но и перевести их на счет уполномоченного банка невозможно. А из–за этого СРО может лишиться своего статуса.
Вто же время механизм страхования, также предусмотренный законом, себя полностью оправдал. Страховщики исправно выплачивали по страховым событиям десятки миллионов рублей в год, спасая компенсационные фонды от выплат и исполняя обязательства по обеспечению имущественной ответственности. Сегодня большинство СРО предпочитают сохранить страхование гражданской ответственности и, исполняя требования 372–ФЗ по формированию Фонда ОДО (обеспечения договорных обязательств), страхуют своих членов по риску неисполнения договорных обязательств. Страхование реально помогает саморегулированию. Но останется ли саморегулирование как институт? О его отмене говорят уже 3 года. В 2014 году его отменяли по причине бесконтрольной выдачи допусков к работам. В 2015 году — по причине неработающих компенсационных фондов. В течение последних полутора лет — в связи с началом исполнения нового законодательства о формировании фондов. Правильнее было бы оставить строительную отрасль в новых законодательных рамках, наладить работу с региональными СРО, дать устояться новому порядку. Любая реформа приводит к стрессу, и результатам смогут порадоваться далеко не все строительные компании, вкладывавшие заработанные деньги в фонды СРО.
Автор:  генеральный директор СО "Помощь" Александр Локтаев