Как сберечь ресурсы

Внедрив ресурсосберегающие технологии, промышленники сократили на 10–15% энергозатраты на единицу продукции.

Сувеличением объемов производства выросли и энергозатраты промышленников. Вдобавок многие исчерпали потенциал проведенных в 2010–е годы энергосберегающих мероприятий. Однако эти усилия все же не прошли даром: энергоемкость производства в пересчете на единицу продукции у промышленников в 2016 году сократились на 10–15%.

Энергичные расходы

После принятия в 2009 году федерального закона № 261 "Об энергосбережении…" большинство промышленников занялись сокращением издержек на энергоресурсы. И в первые годы им это удавалось.
Так, Fazer в 2013–2016 годах установил энергосберегающие системы на всех своих производственных площадках в России. В итоге в 2015 году его расходы на электричество сократились на 1,1%. Холдинг "Силовые машины" в том же 2015 году за счет энергосбережения снизил издержки на 8,3%. А Ижорский трубный завод после модернизации оборудования и замены ламп накаливания на светодиодные смог сэкономить на электричестве 16% затрат. "Асфальтобетонный завод № 1" (АБЗ–1) газифицировал асфальтосмесительные установки и получил 21,54% уменьшения затрат. На заводе "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" оптимизировали энергопотребление в складских и производственных помещениях, заменили традиционные светильники на светодиодные, внедряют вторичное использование воды после цикла очистки и т. д.
Но уже в 2016 году большинство предприятий показали рост затрат на ресурсы. "Силмаш" увеличил эту статью расходов на 16,28%, Северная верфь — на 21,34%, АБЗ–1 — на 25,57%, "Вертекс" и Петербургский тракторный завод (ПТЗ) — более чем вдвое. У тех же нескольких предприятий, кто продолжает мероприятия по энергосбережению, экономия уже не столь существенна, как у первопроходцев. Например, "Герофарм" за счет запуска собственной котельной сократил расходы на энергоснабжение в 2016 году лишь на 4,16%.

Больше, но меньше

Резкое изменение тренда промышленники объясняют прежде всего ростом энерготарифов. Так, электричество подорожало на 10–20%. "Стоимость газа с 2012 года выросла более чем на 30%, питьевой воды — на 40%. Так что вопросы энергоэффективности стоят перед нашим предприятием очень остро", — признается коммерческий директор "Полисана" Дмитрий Борисов.
Другая причина роста расходов на энергоресурсы — увеличение объемов производства. Чем больше предприятие выпустило товаров, тем больше энергии на его производство оно потратило. Уже упомянутые лидеры по росту энергорасходов "Вертекс" и ПТЗ входят также и в число лидеров по увеличению выручки. "Вертекс" в 2016 году прибавил в выручке более 33% по сравнению с 2015 годом, а ПТЗ — почти 72%. В пересчете на единицу продукции энергоемкость таких предприятий ниже, чем годом ранее.
"Мы изначально построили и запустили очень современный завод, отвечающий международным требованиям, поэтому сейчас мы работаем не над снижением общих затрат, а над снижением затрат на единицу продукции", — подтвердили в "Хендэ".
Дмитрий Борисов отмечает, что в пересчете на единицу продукции энергопотребление на заводе "Полисан" за последние 5 лет сократилось на 40%.
"Только за последний год удельный расход потребления энергоресурсов уменьшился по воде на 13,4%, по электроэнергии — на 17,1%, по природному газу — на 14,5%. Такие результаты были достигнуты в результате оптимизации графиков работы технологического оборудования, обеспечения исправной и экономичной работы инфраструктуры предприятия в целом", — говорит Дмитрий Борисов.
Если в 2009–2010 годах, когда 261–ФЗ обязал всех составлять паспорта энергоэффективности, большинство предприятий отнеслись к этому формально, то теперь сокращение затрат на ресурсы для них стало одним из приоритетов. В итоге доля энергорасходов в выручке у большинства промышленников либо стабильно держится на одном уровне (2,5%), либо сокращается.