Кубы в полях капусты, крепость, золотая спираль и другие проекты нового Музея блокады

К 2019 году на Смольной набережной планируют построить новый Музей обороны и блокады Ленинграда. Затраты на его создание оценивают в 2 млрд рублей. Через 2 недели будет выбран проект, по которому создадут новый комплекс.

В манеже Конюшенного ведомства открылась выставка архитектурных проектов нового Музея обороны и блокады Ленинграда. На ней представлены проекты девяти студий, отобранных жюри на первом этапе конкурса, всего же заявки на него подали 29 команд. Победителя выберут 8 сентября, а до этого посетители выставки могут голосовать за понравившийся проект, сделать это можно и на сайте комитета по градостроительству и архитектуре. Но итоговый выбор будет делать жюри конкурса.
Новый комплекс построят на Смольной набережной на участке площадью 1,75 га, который "отрезали" от территории "Водоканала". Комплекс общей площадью 25 тыс. м2 обойдется бюджету города примерно в 2 млрд рублей, рассказал на открытии выставки вице-губернатор Петербурга Владимир Кириллов. В начале года сумму вложений оценивали ниже — в 1,4 млрд рублей, но и площадь комплекса предполагалась на 10 тыс. м2 меньше. Несмотря на масштабность проекта, построить комплекс хотят успеть меньше чем за 2 года — к январю 2019 года, то есть к 75-летию снятия блокады.
Кроме постоянной экспозиции, в комплексе будут проходить временные выставки, разместятся фондохранилища и аудитории, офисы и конференц-площадки, а также Институт памяти. "Это самый важный архитектурный проект за десятилетия, который появится в городе", — заявил на открытии выставки проектов главный архитектор Петербурга Владимир Григорьев.
Одни архитектурные бюро в представлении проектов сделали акцент на архитектурных формах, другие — на сценариях нахождения в здании. Например, в проекте бюро "Земцов, Кондиайн и партнеры" представлен пологий холм, постепенно спускающийся к набережной Невы, он кольцом охватывает музейное пространство — само здание музея прорывает это кольцо. Этот знакомый образ должен сразу производить впечатление на посетителя.

По кругу и вверх

Четче всего сценарии прохождения музейного комплекса представили петербургская "Студия 44" и бюро Snohetta из Норвегии. Глава "Студии 44" Никита Явейн предлагает пройти музей по кругу от начала блокады до ее прорыва сквозь все переломные моменты. По диаметру этой исторической диорамы будет нанесен каждый день, который город провел в осаде, а в центре — выстроено несколько тематических павильонов на темы быта, науки и культуры, производства в городе, а также пространства не для изучения, а скорее для переживания на темы голода, артобстрелов и памяти.
В проекте Snohetta, который архитекторы назвали "Навстречу свету", авторы также выстроили экспозицию как путешествие через 872 дня блокады, но оно идет не просто по кругу, а вверх. "Свет здесь используется в качестве путеводного средства: непрямой естественный свет создает простое средство для навигации по галереям и пространствам музея. Посетители просто идут следом за светом вверх, выше и выше, завершая путешествие на просторной террасе на крыше, откуда открывается потрясающий вид на мемориальный парк и реку Неву", — поясняют авторы.
В Snohetta предлагают разбить функции музейного комплекса по разным зданиям, которые расположатся в мемориальном парке, где будут проводить выставки под открытым небом. Перед главным музейным зданием предлагаются аграрные ландшафты — поля капусты и злаков.

Кубы и спирали

Московский проектный институт "Арена", следуя своему названию, предлагает построить комплекс круглой формы. Форму круга выбрал и архитектор Михаил Мамошин, поясняя, что форма его проекта означает крепость: Петербург был основан как город-крепость, таким и остался. Одним из элементов мемориальной зоны, предложенной архитектором, станет стена памяти: концепцией предполагается составление списков из 100 погибших в одной капсуле, которая вставляется в нишу колумбария стены памяти. Поскольку идентификация погибших в блокаду еще ведется, ниши будут заполняться постепенно.
Бюро Thomas Herzog Architekten из Германии выбрало форму перевернутой усеченной пирамиды бронзового цвета, а петербургское АМР Олега Романова соединило несколько кубов в одно здание. Бюро "А-Лен" Сергей Орешкина представило концепцию здания, на которое можно подняться по лестнице-амфитеатру. На крыше здания будет открытая экспозиция военной техники.
Архитектурная студия Lahdelma & Mahlamaki из Финляндии представила проект музейного комплекса в форме спирали. Эта форма, по мысли архитекторов, символизирует "историческую преемственность, стойкость человеческого духа и одновременно хрупкость человеческой жизни". "Институт памяти и выставочные пространства предназначены для того, чтобы работать с прошлым, сохранять память о героях и событиях блокады Ленинграда. С памятью о прошлом можно идти в будущее, двигаться дальше по круговой спиральной лестнице. Динамичная, гордая и монументальная форма спирали символизирует дорогу в будущее, человеческую способность выживать, способность строить жизнь заново после страшнейших катастроф", — поясняют авторы проекта. Кроме того, финские архитекторы предлагают изменить окружающее пространство — пробить к территории комплекса две улицы, чтобы организовать подъезды, а также создать новый пешеходный мост через Неву, чтобы сделать музей легкодоступным с противоположного берега.