Отбытие поезда. Фильм "Люмьеры!"

Автор фото: Кинопоиск

 

Документальный фильм о родоначальниках кинематографа — братьях Огюсте и Луи Люмьерах. В сущности, само это "черно–белое" словосочетание сегодня вызывает скуку и странную уверенность, что уже сто раз об этом слышал / читал / видел. Откуда берется такая уверенность? Видимо, оттого, что у всех перед глазами фильм "Прибытие поезда", с которым у большинства и ассоциируется имя Люмьеров. Это лишь подтверждает тот факт, что кино настолько вошло в нашу жизнь, что мы перестали это замечать. Точнее будет сказать: уже сама жизнь сегодня превратилась в кино, кинематографичным стало само наше жизнеощущение, мы фактически не живем, а снимаем бесконечное кино о самих себе с самим собой в главной роли — в боевике, комедии или психологической драме. И непривычно в связи с этим вспоминать, что так было не всегда: чувство такое же, как тогда, когда вам показывают вашу фотографию в годовалом возрасте.
Тем более сложно предположить, что еще 120 лет назад (28 декабря 1895 года на бульваре Капуцинок в Париже братья Люмьеры провели первый публичный кинопоказ) такого мироощущения ни у кого не было и не могло быть. И что кино началось с одной (а точнее, трех вариантов одной и той же) картины "Выход рабочих с фабрики Люмьер" (именно этот фильм и считается первым). Второе важное открытие, которое делаешь для себя: Люмьеры сняли не один и не три, а примерно полторы тысячи фильмов. Эта цифра столь велика оттого, что первый киноаппарат, ими усовершенствованный, мог снимать не дольше 50 секунд. Из этих фильмов сохранилось около 800, а "Люмьеры!" включает в себя 108 — хочется написать "отрывков", но нет — включает в себя именно 108 фильмов, имеющих сюжет, героев, завязку, развитие и развязку. То есть, идя на "Люмьеров!", вы идете посмотреть 108 фильмов сразу — отличная реклама фильма. Странно, почему это никто не использовал.
Самое сенсационное, говорит автор идеи и комментатор фильма Тьерри Фремо, директор Каннского фестиваля, все открытия в кино были совершены сразу же, первыми же его изобретателями. Такой скорости прогресс, вероятно, еще не знал. Видимо, сама природа кино подсказывает сразу все его возможности: и первая комедия, и первый триллер, и первое психологическое кино, и первое абсурдистское — почти все жанры были угаданы уже Люмьерами. То есть, когда нам говорят, что, мол, такое–то кино вторично, нужно всегда делать поправку на то, что любое кино вторично — это стало ясно с самого начала.
Там есть, между прочим, и про Россию. Видя, что синематограф становится все популярнее, Люмьеры разослали операторов в разные концы мира: и вот мы видим Францию, Германию, Англию, Америку, Турцию, Мексику. Первый фильм про Россию — Тверская улица в год коронации Николая II — просто улица и люди на ней. Этих 50 секунд хватает, чтобы понять, что Россия того времени — абсолютно органичная часть европейской культуры: те же магазины, то же выражение лиц. Никаких тебе конфеток–бараночек — все тот же железный век, который идет на смену крестьянской лошадке. И странное в связи с этим возникает чувство: тогда, 120 лет назад, мы были гораздо ближе к Европе и Америке. Впрочем, это уже не про кино.