Страна победившего Аалто

 

Финляндия — страна победившего Алвара Аалто. Другой такой страны, где имя архитектора было бы столь же значимо, пожалуй, нет. Аалто для Финляндии — то же, что для нас Пушкин, Леонардо для Италии и Гете для Германии. То есть всё и даже немного больше. Аалто — изобретатель современной финской жизни с ее выверенным балансом между экологией и урбанизмом, с ее любовью к простоте и стильности в дизайне, с ее отлаженной системой социальных гарантий.
Его влияние определяет то, как здесь формируется городская среда, как строят публичные и частные здания, как оформляют интерьеры. В парке, в поезде, в поликлинике, на даче, на улицах и площадях вы ощущаете присутствие идей одного из ведущих модернистов ХХ столетия. Выставка в хельсинкском Атенеуме не случайно совпадает с празднованием 100–летия независимости Финляндии.
Аалто начинал свою карьеру в первые десятилетия свободы и претворил в своей архитектуре энергию становления современной Финляндии. В его творчестве воплотились самые смелые инновации середины ХХ века. С конца 1920–х Аалто был вхож в круг восходящих звезд современного искусства. Его друзьями были Колдер, Леже и Мохой–Надь. Их работы, купленные Атенеумом при посредничестве Аалто, экспонируются на выставке. Также здесь можно увидеть документации ключевых проектов классика функционализма: библиотеки в Выборге, санатория в Паймио, частных вилл под Парижем и на юге Финляндии, павильона для Нью–Йоркской всемирной выставки 1939 года. Собственной персоной присутствует ваза Савой, один из символов финского дизайна. Мировой успех пришел к архитектору рано.
Уже в 1938–м его персональная выставка прошла в открывшемся незадолго до этого нью–йоркском Музее современного искусства. Организованные при его участии дизайн–студия и галерея Artek всемирно известны по сей день. Выставка в Атенеуме рассказывает о проектах, принесших Аалто международную славу, а также о том, как он приобщал соотечественников к европейскому и американскому модернизму. Особенно интересна вторая ее часть — о победе современного искусства над действительностью в одной отдельно взятой стране. Тут есть над чем задуматься: всего 100 лет независимости от России — и жизнь наладилась.