Как прошла "Биржа стартапов" №31

Автор фото: Беликов Валентин
Автор фото: Беликов Валентин

На июльской, 31-й по счету "Бирже стартапов" инвесторы увидели мобильный дом с доставкой, новую компьютерную игру, сервис для юридической проверки квартиры на юридическую чистоту, имплантат для лечения суставов, суп в формате coffee to go и кофеварку.

Инвесторы и соискатели очередной "Биржи стартапов" по традиции встретились рано утром в ресторане "Rыба", чтобы познакомиться друг с другом и, возможно, заключить взаимовыгодную сделку.
Участникам было непросто защищать свои проекты, инвесторы в этот раз были настроены особенно скептически и слушали выступления с особыми вниманием. Кроме того, обычный формат подразумевает, что на шесть проектов приходится 12 инвесторов. В этот раз, несмотря на летний сезон, проекты оценивали 18 бизнес-ангелов.
Единственным проектом, заручившимся поддержкой инвестора, оказался стартап "Квартира без риска" Кирилла Манаенкова. Проект, позволяющий проверить юридическую чистоту квартиры во время сделки купли-продажи, получил приглашение от инвестора на личную встречу, по данным "ДП", инвестор и соискатель инвестиций уже начали переговоры о возможном сотрудничестве.
Однако победителем июльской "Биржи стартапов", судя по оценкам закрытого голосования членов жюри, стал проект Bario Дмитрия Гариловского, представляющим собой производство портативных кофемашин для эспрессо.

Дом с доставкой в любую часть света

Выступление стартаперов началась с презентации проекта "Мобильный дом". Его создатель Дмитрий Максимовский рассказал инвесторам о том, что его компания за месяц может построить полностью укомплектованный — с внутренней и внешней отделкой — теплый дом, а также привезти его в указанное клиентом место. Компания уже продала два дома и строит новые. Стартап запустился в марте 2016 года, сейчас команда вложила в него 4 млн рублей.
"Заселение происходит в день доставки, — подчеркивает создатель стартапа. — Нужно лишь подключить инженерные коммуникации на месте, но на момент сдачи дома они уже готовы". Сейчас стартапу необходимо 10 млн рублей инвестиций за 20% доли компании. Деньги пойдут на разработку франшизы и доработку проекта модульной сборки. Детали проекта можно уточнить здесь. 
Несмотря на то что за плечами предпринимателя пять собственных компаний в строительной сфере, в том числе в строительстве загородных коттеджей и отделке квратир, бизнес-ангелы скептически отнеслись к технической составляющей таких домов.
Первым о проекте высказался Станислав Логунов, бизнесмен, строитель и идеолог проекта SILA Project. Инвестор заявил, что всю жизнь занимается строительной деятельностью и безопасность такого мобильного дома не вызывает у него доверия.
"Создатель проекта не убедил меня в том, что это будет действительно безопасная эксплуатация жилья, — подчеркнул инвестор. — Да, смонтировать коробку с отделкой можно, и не за месяц, а даже за день. Но я не верю в то, что можно быстро и качественно выполнить подвод всех необходимых инженерных коммуникаций, электричества, водоотведения и так далее".
О том, что "Мобильный дом" может стать хорошим узкоспециализированным проектом, заявил бизнес-ангел, руководитель бизнес-школы "Вверх!" Владимир Маринович. "Мобильный дом" будет продаваться. Я сомневаюсь, что из этого можно сделать большой бизнес, но востребованность в таких модулях существует, и для франшизы это может стать хорошим проектом", — отметил он.
"Проект "Мобильный дом", как мне показалось, привлекателен только для тех, кто хочет периодически селиться в различных природоохранных зонах, а потом оттуда сбегать, — пошутила в конце выступления стартапа Мария Евневич, член совета директоров "Максидома".

Надо жить играючи

Вторым на "Бирже стартапов" №31 выступил  разработчик интернет-продуктов Денис Кабанов со своим приложением Mystery Dream, включающим в себя элементы ролевой игры, совместного выполнения заданий и симулятора развития.  
"В России была популярна игра "Борьба умов" — ответы на вопросы с целью победы над противником. Мы преобразовали эту простую игру-викторину в приложение с совершенно новым геймплеем, добавили костюмированных персонажей, сюжет и индивидуальное развитие для каждого пользователя", — объяснил инвесторам создатель стартапа.
Денис уже имеет опыт работы с мобильными приложениями. Его команда сотрудничает с компанией Alpha Apps, создавала дизайн для самой популярной тривиа-игры на Ближнем Востоке Almwajaha, а также занималось разработкой мобильного приложения для петербургской сети доставки еды Yami Yami.
Монетизация проекта, по словам соискателя инвестиций, осуществляется за счет внутрии-ровой валюты, платных лотерей, специализированных покупок, а также приобретения одежды и аксессуаров для своего персонажа.
Стартапу необходимо $300 тыс. инвестиций за 40% доли в компании для запуска первой итерации игры. На эти деньги команда проекта планирует разработать клиент-игры под iOS и Android, подготовить необходимый для запуска игровой контент, а также спланировать рекламную кампанию и привлечь трафик.
По словам Дмитрия, планируемый ежемесячныий доход после полного запуска приложения составляет $70 тыс.
"Мне так и непонятно, кто ваша целевая аудитория? Вы общались с ней лично?" — обратилась к создателю проекта Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine.
"80% нашей целевой аудитории — это молодые женщины от 18 до 35 лет. Но вживую контактов не было", — ответил ей разрабочик.
"Вы собираетесь $250 тыс. из $300 тыс. пустить на рекламу. И при этом вы не общаетесь со своей целевой аудиторией, не понимаете, чего от вас хотят пользователи. Такого не должно быть!" — заметила Елена Силинская и отправила стартап общаться с потенциальной ЦА.
А вот Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж", посчитал, что создателям проекта надо не только пообщаться с клиентами, но и изменить  идею приложения, превратить его в семейную игру.
"Создателям Mystery Dream нужно поменять позиционирование проекта. Нам нужны викторины, нужны игры, которые будут развивать детей. Собраться семьей и ответить на общие вопросы было бы замечательно. Для того чтобы дети узнали, когда взошел на трон Павел III, в каком платье сбежал от большевиков Керенский, и так далее. Это то, чего сейчас не хватает. Mystery Dream — это хорошая альтернатива старой игре в "Слова", которая сможет помочь "накачать" эрудицию. Игра должна стать альтернативной историей для интеллектуального развития, в особенности для развития детей", — пояснил инвестор.
Присоединилась к Виталию Новикову и Варвара Чуйкова, исполнительный директор фонда "Будущие лидеры", эксперт-проектор Фонда президентских грантов. "У вас хороший потенциал, смотрите в проект как в образовательный. Мы хотим посмотреть, что это за платформа. Как образовательная технология для детей вы можете выйти на новый уровень рынка мобильных приложений", — заметила она.
Подробнее о проекте (схема монетизации, сюжет игры, эскизы персонажей) здесь.

Без страха и упрека

Еще один проект, связанный с недвижимостью, представил на "Бирже стартапов" Кирилл Манаенков. Его сервис позволяет проверить юридическое прошлое.
"Наша суперспособность в том, что мы можем за 24 часа проверить чистоту любой квартиры в России с целью ее покупки или аренды", — так начал свою презентацию молодой человек. Проект появился в августе 2016 года, приносит прибыль и имеет в партнерах известные компании.
Среднее количество продаж, по словам Кирилла Манаенкова, в месяц составляет 20 заявок на проверку недвижимости. "Проблемы наших клиентов заключаются в самой процедуре приобретения квартиры. Покупатель отдает деньги человеку, которого видит в первый раз. В дальнейшем он может посмотреть все интересующие его документы, но происходит это уже после того, как залог передан риелтору, — констатирует создатель проекта. — Что предлагаем мы: через онлайн-сервис нашего проекта вы можете запросить всю интересующую вас документацию и получить в ответ полную юридическую выписку в течение суток, ведь мы имеем прямой доступ ко всем необходимым государственным ресурсам.
По его словам, 30% от общего количества обращений приходится на частных риелторов, для которых этот сервис становится необходимым инструментом для работы. Создатель проекта оценивает свой рынок в 1 млрд рублей в год и надеется к 2021 году занять 10%.
Проекту необходимо 6 млн рублей инвестиций, часть средств команда стартапа собирается пустить на рекламу и продвижение проекта.
Подробнее о стартапе, автор которого работал в дочерних предприятиях "Группы ЛСР", имеет большой опыт работы юристом и является сейчас управляющим партнером компании "Точка роста", можно прочитать тут.
"Для меня "Квартира без рисков" является номером один на сегодняшней "Бирже стартапов", — похвалил проект Владимир Маринович, основатель бизнес-школы "Вверх". — Создатели идут в правильном направлении. Это нужная полноценная рабочая система".  
Стартап также заручился поддержкой Константина Сметанинова, директора по развитию digital-департамента ПАО "Банк "Санкт-Петербург. По словам инвестора, банк займется проектом в его нынешнем виде. "Онлайн-сервис "Квартира без рисков" мне понравился,  и он будет нами рассмотрен. Нужно уточнить перспективы его дальнейшего существования, подумать над другими направлениями в его развитии", — уточнил эксперт.
Станислав Логунов отметил, что у бизнеса есть хороший потенциал, однако без плотной интеграции с госорганами стартап не сможет масштабироваться.

Вторая жизнь суставов

Самый "социально нужный" проект на июльской "Бирже стартапов", по словам Марии Евневич, члена совета директоров "Максидома", представил Михаил Моргунов. "Медэл" — это естественный способ победить артроз без потери сустава и использования искусственных протезов", — обратился он к членам жюри.
Резидент "Сколково" помогает остановить боль и дегенерацию костной и хрящевой ткани сустава путем введения в сустав специального имплантата. Операция длится 20-40 минут, лечение происходит за счет электрического взаимодействия имплантата и мембран клеток. У проекта есть все необходимые патенты, проведены клинические исследования на базе академии им. Мечникова, сейчас оформляется лицензия на производство.
Команда ищет инвестиции 70 млн рублей за долю 20%. Ранее в проект уже поверил частный инвестор, он инвестировал в его развитие 65 млн рублей. В команде стартапа — опытные медики и разработчики.
Операция длится 20-40 минут, в результате имплантат остается в теле пациента."После введения имплантата останавливается развитие артроза, уменьшается боль и начинается постепенное восстановление работоспособности сустава", — поясняет Михаил Моргунов.
Таким способом уже вылечено 35 человек  с разными травмами коленных и тазобедренных суставов  в рамках клинического испытания в академии им. Мечникова. "На основании этих испытаний получено удостоверение Росздравнадзора, которое дает право применять имплантаты для лечения больных на территории России", — говорит Михаил Моргунов.
Согласно полученным данным, за 6 месяцев боль и скованность больного сустава снижалась в 7-8 раз. По словам Михаила, для пациента главное преимущество проекта — сохранение сустава и доступность препарата без квоты. Кроме того, клиенту не потребуется дальнейшая реабилитация и отсутствуют противопоказания к применению.
Подробнее о проекте можно узнать здесь.
Проект вызвал неподдельный интерес у членов жюри "Биржи стартапов". Станислав Логунов похвалил проект за хорошую подготовку и стремление изменить консервативную медицину. "Я знаю все сложности, которые требуют медицинские процедуры, я вижу, что проект подготовлен. Наша медицина — это старые методики лечения, мы отстаем от зарубежья. Когда появляется методика, которая может сделать жизнь пациентов более комфортной, меня привлекает это", — отметил он.
"Очень интересная разработка у стартапа "Медэл", — поддержал коллегу по жюри Вячеслав Трактовенко, региональный координатор "Клуба лидеров" в Петербурге и Ленобласти. — Она совершенно точно имеет потенциал для дальнейшего распространения и внедрения. Мне видны перспективы проекта: изначально этот продукт ориентирован на глобальный рынок, имеет экспортную составляющую, что существенно увеличивает его инвестиционную привлекательность. Наиболее сложным в развитии проекта мне видится процедура непосредственного входа на рынок".
"Чтобы построить систему продаж, не нужны такие инвестиции, — обратился к проекту Владимир Маринович, основатель бизнес-школы "Вверх". — Сначала продайте свои заготовленные имплантаты, а потом просите еще инвестиций, если они понадобятся к тому времени. Это мой опыт: сначала продать, а затем собирать деньги и показывать инвестору реальные результаты после продаж".

Кружка горячего кофе

Следующим проектом, представленным на суд членов жюри июльской "Биржи стартапов", стал новый проект компании Wooden Shark — стартап Bario. Его презентовал руководитель компании, автор 200 патентов, петербуржец и бизнесмен, в прошлом один из разработчиков YotaPhone, Дмитрий Гориловский. Он представил инвесторам портативную кофемашину для приготовления эспрессо.
"С рынком портативных кофемашин есть много проблем: кофе в них либо невкусный, либо некачественный, — начал свою презентацию создатель Bario. — Мы стараемся устранить все эти недостатки и придумали портативную кофемашину, которая готовит кофе не хуже настоящих профессиональных машин".
Механизм работы прост: с помощью переносной кофемашины человек может сделать себе качественный кофе в любом месте и в любой обстановке. По замыслу Дмитрия, клиент покупает устройство и оформляет подписку на капсулы с эспрессо. Сейчас команда Bario работает над созданием линейки кофе с разными вкусами.
Команда стартапа использует уникальную технологию подогрева сжатого воздуха и использование его в качестве пресса для варки кофе в устройстве, что, по убеждению создателя проекта, и выводит Bario на рынок профессиональных, а не любительских кофемашин.
В стартап уже вложено 9 млн рублей, сейчас его создателям необходимы еще 7 млн рублей инвестиций и главным образом статегический партнер. Деньги пойдут на маркетинг и запуск производства портативных кофемашин. Проект будет запущен в 2018 году в США, создатели стартапа не собираются начинать с России, что вызвало непонимание у некоторых инвесторов.
"Это интересно и звучит здорово. Но я ничего не понимаю в американском и европейском рынках и, соответственно, вкладываться в такой проект не смогу", — обратилась к создателю проекта Мария Евневич, член совета директоров "Максидома".
О своем желании помочь развитию стартапа заявил Владимир Маринович, основатель бизнес-школы "Вверх". "У вас астрономический рынок. Я обязательно познакомлю вас с самым крупным дистрибьютором по производству кофе в Северо-Западном регионе. Вы сможете пообщаться с человеком, который пьет кофе, ест кофе, спит с кофе и живет с кофе", — обратился он к соискателю инвестиций.
"Это самый интересный проект на сегодняшней "Бирже стартапов", которому хочется пожелать огромной удачи, — резюмировал Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив. —  На таком рынке существует множество "подводных камней" и проблем, которые необходимо решать, но с точки зрения инвестиционной привлекательности стартап, безусловно, лидирует, он сможет выйти вперед конкурентов, и я еще раз искренне желаю ему удачи".
Сейчас стартап ведет переговоры с крупным английским ретейлером Tesco и компанией Tсhibo. У команды проекта уже готов прототип и есть патент, презентацию стартапа можно посмотреть здесь.

Суп у тебя в руке

В завершение "Биржи стартапов" перед бизнес-ангелами выступила Наталия Цибизова, показав продукцию своего бренда "Street Soup Культура" — крем-супы в стаканчиках и бутылках формата coffee to go.
"Мы размышляли над доступностью полезного питания в формате to go и пришли к выводу, что на российском рынке довольно мало предложений такого формата, — обратилась к инвесторам Наталия. — Поэтому мы создали свои натуральные и сбалансированные супы в качестве повсеместного и доступного здорового питания, употреблять которое можно даже на ходу".
Проект появился в 2015 году. По словам Наталии, в основе идеи стартапа лежит потребность человека в правильном и полноценном питании в любом месте и в любой ситуации. Целевая аудитория стартапа — люди от 22 до 40 лет, предпочитающие вредному перекусу полезную натуральную еду.
В настоящий момент у проекта есть две собственные точки по продаже горячих креп-супов в стаканчиках, а также продажи в специальной упаковке в 140 магазинах сети «Естный», 15 пекарнях, на пяти тестовых АЗС ПТК и с доставкой через приложение Delivery Club.  
"Суп уже можно назвать новым вариантом холодного напитка, — считает Наталия. — В Европе крем-суп приходит на замену овощным и фруктовым сокам. Можно легко представить ситуацию, когда в школе ребенок пьет суп из бутылки с помощью трубочки. И, согласно нашим исследованиям, дети позитивно относятся к ярким крем-супам такого формата".
И хоть не все инвесторы рискнули попробовать такой продукт, идеей подобного бизнеса загорелись многие бизнес-ангелы. Проект получил большую поддержку, но не получил инвестиций потому, что члены жюри "Биржи стартапов" не нашли у "Street Soup Культуры" сильного и очевидного конкурентного преимущества. И хоть пока конкурентов на рынке не так много (впрочем, они есть), копируемость и незащищенность идеи отпугнула бизнес-ангелов.
Сейчас стартап ищет 20,4 млн рублей инвестиций за 30% компании. Деньги пойдут на реорганизацию пищевого производства, закупку дополнительного оборудования, маркетинг и открытие новых "супперий" — так создатели стартапа называют свои точки по продаже супов.
Пердприниматель и инвестор Андрей Рябых несколько раз предупредил Наталию Цибизову о том, что идея стартапа может быть с легкостью украдена конкурентами. "Действительно, у вас очень интересный проект. Я и сам пробовал ваш продукт и был очень доволен. Но существует большая проблема: это легко воруемый проект, что не подходит инвестору. Я не удивлюсь, если завтра "Теремок" с "Макдоналдсом" запустят похожие "супчики с собой". Поэтому для инвестиций это рискованный проект".
В ответ на заявление Андрея Рябых свой комментарий по поводу веры в успех проекта дал Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж".
"Не слушайте никого, — обратился он к Наталии. — Делайте суп, открывайте точки, расширяйтесь. И тогда, к тому моменту, когда "Макдоналдс" сворует у вас идею супа в чашке, вас уже не будет это волновать — к тому моменту вы уже купите "Макдоналдс", — подбодрил создателя стартапа Виталий Новиков.  
"Это интересный бизнес, но проект станет привлекателен для инвесторов тогда, когда команда найдет и сформулирует преимущество своего сервиса. Такое уникальное предложение, которое бы позволило им либо быть лидерами, либо гармонично развиваться, несмотря на обилие конкурентов в будущем. Это могут быть собственные уникальные рецепты и патенты на их использование, особая целевая адуитория или что-то еще. — Нужно то, чем бы они выгодно отличались от других. Отстроиться от конкурентов очень важно для повышения привлекательности стартапа в глазах инвестора", — резюмировал  Константин Сметанин, директор по развитию digital-департамента ПАО "Банк "Санкт-Петербург. Михаил Раяк, инвестор и декан Академии ЛИМТУ, обратил внимание инвесторов на то, что, по его мнению, проект Наталии Цибизовой на этой "Бирже стартапов" был единственным реальным бизнесом. Впрочем, сторонники проекта "Квартира без рисков" и проекта Bario его не поддержали, посчитав, что у этих проектов тоже есть все необходимые условия для хорошего старта на рынке.
Ознакомиться с проектом "Street Soup Культура" подробнее можно здесь.

Битва экспертов на "Бирже стартапов"

После выступлений соискателей инвестиций по традиции начались выступления самих инвесторов: они давали проектам обратную связь, делились мыслями о масштабировании их стартапов и полезными контактами в отрасли. "Биржа стартапов" — это инструмент, которым надо уметь пользоваться. Мы все обсуждали красивые дома и какие-то технологии, но в итоге было сделано лишь одно инвестиционное предложение. Задуматься о целесообразности вложений меня смог заставить только проект "Soup Культура". Остальные пять стартапов, на мой взгляд, — это сказки, подрывающие дух и замысел "Биржи стартапов", — обратился к участникам проекта Михаил Раяк, инвестор и декан Академии ЛИМТУ.
"Все проекты хороши с точки зрения оригинальности идеи, — не согласилась с ним Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда и акселератора iDealMachine. — Однако создатели проектов не вполне оценивают весь объем рынка. Просят инвестиции и при этом показывают только тестовые продажи, а этого быть не должно. Не это интересно инвесторам".
Не согласился с коллегами Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж", пожелав удачи в развитии всем шести проектам и отметив сильные стороны каждого. "Я хочу высказаться по проектам в более позитивном ключе, чем мои коллеги. Генри Форд говорил: "Если вы думаете, что у вас получится — вы правы. Если вы думаете, что у вас не получится — вы тоже правы". Так что ваш успех зависит не от нас и нашего мнения, а от вашего отношения.
"Квартира без риска": аналог проекта —  любой сервис по техническому анализу сайта в Интернете. Сначала это было орудие профессионалов, теперь всех желающих. Заимствуйте у них технологии, двигайтесь вперед и делайте свое дело. "Мобильный дом", ваша главная проблема в том, что Интернет создает веру в то, что дом можно построить и за 300 тыс. рублей. Будьте первым, кто скажет, что это невозможно! Вы не показали выгоды инвесторам от своего проекта, так что работайте над концепцией. Дорогой представитель проекта "Медэл", ваш рынок очень специфичный, но проект интересен и, я верю, может встать на ноги. Только не старайтесь поделить пирог, дополняйте собой уже существующие операции, продолжайте производство и ищите партнеров".
В итоге первое место по результатам закрытого голосования членов жюри занял проект Bario. Он был признан самым сильным и интересным на июльской "Бирже стартапов". В день публикации текста об участниках "Биржи стартапов" в редакции "Делового Петербурга" раздался звонок: звонил директор Северо-Западной кофейной компании (производит свежеобжаренный кофе), объяснил, что заинтересовался проектом Дмитрия Гориловского и оставил ему свой мобильный. Предприниматели уже встретились, чтобы определить вектор возможного сотрудничества.
Следующая "Биржа стартапов" состоится, по предварительным данным, 31 августа. Чтобы принять участие, необходимо позвонить по номеру 8-909-583-53-63 куратору проекта Анастасии Жигач и рассказать о своем стартапе и инвестиционном предложении инвестору. Кроме того, необходимо продублировать свой рассказ письмом на anastasia.zhigach@yandex.ru. Заявки принимаются до 9 августа.

Члены жюри июльской "Биржи стартапов":

 
1.  Мария Евневич, член совета директоров "Максидома"
2.  Станисав Логунов, бизнесмен, идеолог проекта SiIa Project.
3.  Лариса Бортникова, управляющий проектами ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
4.  Михаил Гаврилов, директор по развитию ПАО "Банк "Санкт-Петербург"
5.  Владимир Маринович, основатель бизнес-школы "Вверх"
6.  Вячеслав Трактовенко, региональный координатор "Клуба лидеров" в Петербурге и Ленобласти
7.  Михаил Раяк, инвестор, декан Академии ЛИМТУ (центр дополнительного образования ИТМО), Полина Лукьянова, директор бизнес-инкубатора "Ингрия"
8.  Елена Гаврилова, директор бизнес-инкубатора ИТМО
9.  Николай Страх, представитель Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ)
10.  Елена Силинская, директор по развитию венчурного фонда iDealMachine
11.  Александр Волгин, генеральный директор Центра кредитования малого бизнеса
12.  Варвара Чуйкова, исполнительный директор фонда "Будущие лидеры", эксперт проектов Фонда президентских грантов
13.  Андрей Рябых, инвестор
14.  Дмитрий Грозный, исполнительный редактор газеты "Деловой Петербург"
15.  Максим Васюков, главный редактор газеты "Деловой Петербург"
16.  Виталий Новиков, управляющий партнер компании "Университет продаж"
17.  Вадим Баранов, инвестор, член СОБА
18. Константин Сметанин, директор по развитию digital-департамента ПАО "Банк "Санкт-Петербург".