Электричество вместо бензина. Норвежский путь

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил проработать меры господдержки электрического транспорта в стране.

Среди предложений есть вариант запретить въезд машин с двигателем внутреннего сгорания в крупные города и на курорты. Об этом пишут "Известия" со ссылкой на поручение Медведева, которое тот дал вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
Евгений Васильев, генеральный директор ООО "Легион Энерго":
Будущее европейских городов окажется не таким приветливым для автомобилистов. Придется либо покупать электротранспорт, либо совсем отказываться от автомобиля.
В столице Норвегии Осло, скажем, в скором времени появятся электроавтобусы-беспилотники, которые можно вызвать с помощью мобильного приложения. В свою очередь, у норвежских политиков более грандиозные планы — к 2025 году Норвегия должна стать первой страной в ЕС, которая полностью откажется от машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Такие планы были озвучены еще в 2016 году. По данным газеты Dagens Naeringsliv, столь радикальный подход к проблеме борьбы с загрязнением окружающей среды и переход на экологически чистый транспорт продвигала норвежская Партия прогресса, однако эта идея не нашла поддержки со стороны других политических сил, поскольку экономика Норвегии сильно зависит от нефтегазовой отрасли. Что касается Осло, то власти города также уже планировали полностью очистить центр города от машин и просто запретить парковку на отдельных участках. Такие планы не нашли поддержки со стороны бизнеса, поскольку многие торговые центры города оказались в рамках таких территорий.
На фоне общеевропейского движения за снижение выбросов парниковых газов  (GHG) и загрязнения воздуха в мегаполисах администрации идут на разные меры. К примеру, администрация Лондона планирует к 2020 году создать зону ультранизких выбросов (Ultra low emission-zone), территория которой будет полностью совпадать с существующей зоной ограниченного передвижения (congestion zone). В данном случае речь идет не о запрете использования классического вида транспорта c ДВС, а о соответствии транспортного средства определенному экологическому классу (не менее Евро 4 для бензиновых машин и Евро 6 — для дизельных). Если машина классом ниже — придется платить (примерно 915 рублей по текущему курсу фунта за один въезд). Для Осло, где по прогнозам к 2040 году население увеличится на 30% по сравнению с 2017 годом, по всей видимости, проблема борьбы с загрязнением атмосферного воздуха весьма актуальна. С другой стороны, полный запрет на территории всей страны транспорта с ДВС — чересчур радикальная мера. Общеевропейская политика в отношении автотранспорта на альтернативных видах топлива (директива Европарламента, известная как DAFI (2014/94/EU)) очерчивает контуры будущего развития заправочной инфраструктуры и транспорта как на природном газе (метане), так и биотопливе, водороде и других видах альтернативного топлива. В своих прогнозах Евросоюз исходит из утвержденных параметров по снижению вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду: в 2011 год был принят документ — Белая книга под названием "Дорожная карта Единой европейской транспортной зоны — на пути к энергоэффективной транспортной системе", в которой был утвержден уровень снижения парниковых газов на 60% к 2050 году к базе 1990 года. Весьма перспективным, по мнению зарубежных и российских экспертов, для достижения заявленных параметров является использование природного газа в качестве моторного топлива. Однако этот вид топлива также требует наличия ДВС, что, по всей видимости, уже не норвежский путь развития.
"Норвегия, как страна, обладающая запасами природного газа, имеет вполне реальную перспективу по снижению объемов вредных выбросов от автомобильного транспорта в атмосферу путем перевода городского муниципального транспорта на природный газ (метан), а также стимулирования приобретения или переоборудования техники на метан за счет субсидий или снижения налогов для владельцев техники. Таким образом, можно более плавно реализовать концепцию снижения вредных выбросов и не допустить недовольства владельцев автомобилей Что касается электротранспорта, до сих пор существует много сложностей с утилизацией аккумуляторов электромобилей в части влияния на экологию, а инициативы по повторному использованию аккумуляторов пока широко не распространены ввиду низкой способности выдерживать большое количество циклов "зарядка-разрядка", — считает автомобильный эксперт, управляющий партнер EURussia Partners Сергей Бургазлиев.