Планы ввести тотальный досмотр пассажиров в метро могут стоить экономике Петербурга 66 млрд рублей

Автор фото: Ваганов Антон
Автор фото: Ваганов Антон

Экономика Петербурга может потерять 66 млрд рублей из–за введения тотального досмотра при входе в метро и перестройки городской логистики, которую спровоцируют эти изменения. Наземный транспорт не справится с потоком пассажиров.

Если в метро Петербурга введут тотальный досмотр пассажиров, как того требует антитеррористическое постановление правительства РФ от 5 апреля 2017 года, то метрополитен потеряет не менее 50% пассажиропотока, считают экономисты. То есть 370 млн пассажиров в год пересядут на наземный общественный и личный транспорт, парализуя дорожное движение.
Правда, продлится этот апокалипсис лишь 2–3 месяца: увидев масштабы коллапса наземного транспорта, который не справится с нагрузкой, чиновники отменят жесткие меры, уверены эксперты.
Тем не менее даже кратковременное изменение логистики нанесет экономике Петербурга ущерб примерно в 2% ВРП — 66 млрд рублей, полагает Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела УК "ЛМС". А Петербургский метрополитен недополучит минимум 3 млрд рублей доходов от перевозки пассажиров.

Экспериментальный коллапс

Четыре дня на прошлой неделе ГУП "Петербургский метрополитен" проводило тотальные проверки граждан на четырех станциях метро: "Электросила", "Звенигородская" "Крестовский остров" и "Спасская". Досмотр проходил согласно условиям, прописанным в постановлении правительства РФ от 5 апреля 2017 года № 410 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…".
Проверки строились по аналогии с теми, которым подвергаются пассажиры в аэропортах. Если при прохождении гражданина через рамку металлодетектора в вестибюле станции метро срабатывали датчики, обнаруживая у него металлические предметы, то сотрудники охраны досматривали его самого и его ручную кладь.
В итоге на входе на упомянутые станции метро образовались очереди из пассажиров, которые ожидали прохода по 20–30 минут. Большинство граждан предпочли в дни проверки пересесть на наземный транспорт, некоторые воспользовались ближайшими станциями подземки, где досмотр не проводили.
Пойти на такие экстренные меры начальника ГУП Владимира Гарюгина вынудили претензии Ространснадзора и прокуратуры, которые фактически обвинили его в том, что он допустил теракт, произошедший в метро 3 апреля 2017 года. Тогда из–за взрыва террориста–смертника погибли и умерли от ран 15 человек. Надзорные органы проверили петербургскую подземку и выяснили, что установленное в ней досмотровое оборудование (рамки металлодетекторов, рентгеновские камеры) не используется в полной мере, а охранников часто нет на месте. От метрополитена потребовали устранить нарушения и оштрафовали ГУП почти на 2 млн рублей.
Владимир Гарюгин решил продемонстрировать, что произойдет, если действовать по букве закона. В интервью "Фонтанке" он рассказал, что для эксперимента выбрал станции с небольшим пассажиропотоком, достигающим 15–20% от пассажиропотока максимально загруженных станций. По итогам эксперимента глава ГУП пришел к выводу: если ввести тотальный досмотр пассажиров на всех станциях метро, как того требует апрельское постановление, "нормальная эксплуатационная деятельность метрополитена будет осложнена".

Встанет все

Опрошенные "ДП" эксперты считают, что введение тотального досмотра в метро приведет к транспортному коллапсу в Петербурге. По их оценкам, минимум 50% пассажиров откажется от услуг метрополитена и пересядет на наземный общественный и личный транспорт. "Это будет напоминать работу транспорта в новогодние праздники, но в более жестком варианте. Со временем люди начнут приходить к метро заранее, за 1–2 часа, как сейчас приезжают в аэропорт, где нужно проходить досмотр", — рассуждает Дмитрий Кумановский.
По его мнению, люди не станут массово менять работу, выбирая предприятия поближе к дому, чтобы избежать транспортных проблем. Они предпочтут наземный транспорт. В результате в несколько раз возрастет нагрузка на автодороги, город встанет в пробках, граждане будут опаздывать на работу. "Кого–то из–за этого уволят, другим специалистам придется работать в выходные, и работодатели будут им выплачивать сверхурочные. Начнутся сбои в выполнении заказов, штрафы, пени, неустойки. А все это — удар по фондам предприятий и по экономике города", — считает эксперт.
Аналитик "Алор брокер" Сергей Королев считает, что, увидев массовый отток пассажиров на наземный транспорт, который будет из–за этого парализован, власти начнут совершенствовать систему контроля и досмотра пассажиров. "Странно, что не учитывается европейский опыт, где тотальные проверки даже после страшных терактов на транспорте введены не были", — удивлен Королев.
В Ассоциации перевозчиков пассажиров (АПП) сообщили, что от ужесточения антитеррористических требований пострадает не только метро, но и наземные перевозчики. Всех участников транспортного рынка обязали разрабатывать и утверждать в государственных надзорных структурах новые документы по безопасности. В частности, метрополитен, по данным АПП, выложит за эти документы 20 млн рублей. Кроме того, тех перевозчиков, которые не будут соответствовать новым требованиям, обложат штрафами.
Законодательных требований по досмотру пассажиров на наземном транспорте пока нет, сообщили перевозчики. "Нормативные документы в отношении городского наземного электрического транспорта не требуют от перевозчика таких мер, как в метрополитене", — пояснили в пресс-службе ГУП "Горэлектротранс".

Это ненадолго

Впрочем, не все эксперты настроены пессимистично. Например, аналитики из Москвы, где с 2018 года также планируется введение тотального досмотра в метро, уверены, что это никак не скажется на объемах перевозки в подземке. Они напоминают, что в начале 2000–х в качестве эксперимента в одном округе Москвы были введены турникеты на автобусах. Поначалу пассажиры тратили на проход в автобус по 15–20 минут. Но со временем к турникетам все привыкли, и сейчас этот процесс много времени не занимает.
"Когда в Петербурге введут досмотр, у граждан просто исчезнет возможность легкого доступа в метро, но выбора у них не будет. В худшем случае на первых порах пассажиропоток сократится на 5–7% за счет тех граждан, которые перейдут на наземный транспорт", — говорит Дмитрий Шевченко, партнер юридического бюро "Замоскворечье". Эти граждане, по его мнению, ничего не выиграют, так как из–за роста нагрузки на дорожную инфраструктуру автобусы, троллейбусы, трамваи и личные авто будут очень медленно передвигаться по городу, и пассажиры вернутся в метро.
"Эти проблемы продлятся не больше полугода, так что финансовые потери ГУП в самом худшем случае не превысят 1,5 млрд рублей недополученной прибыли без учета расходов на ужесточение контроля", — уверен Дмитрий Шевченко.
Дмитрий Кумановский считает, что все закончится гораздо раньше: уже через 2–3 месяца чиновники отыграют назад, так как оценят масштаб экономических потерь от инициативы.
По схожему сценарию развивалась история с запретом проносить ноутбуки и мобильные телефоны на борт самолетов — такую инициативу весной выдвинул президент США Дональд Трамп. Но ее даже не успели реализовать: предложение подверглось жесткой критике общественности и экономистов, и запрета не последовало.
Владимира Гарюгина просто сделали крайним в этой ситуации. Тема безопасности на транспорте обсуждается много лет на разных уровнях власти. И все это время мы говорим, что не надо доводить ее до абсурда. Но власти все время перегибают палку. Из–за тотального досмотра в метро пассажиры пересядут на наземный транспорт, метрополитен потеряет деньги. Но заработает ли наземный транспорт — большой вопрос. От перегрузок и пробок может быть больше вреда и убытков, чем прибыли.
Василий Киселев
председатель Ассоциации перевозчиков пассажиров
После апрельского теракта ГУП "Пассажиравтотранс" взяло на себя значительную часть пассажиропотока метро, так как многие станции были закрыты, а граждане опасались спускаться в подземку. Уверены, что подобных стресс–тестов нам больше проходить не придется. Мы предполагаем, что при тотальном досмотре в метро пассажиры, использующие его для дальних перемещений, от поездок не откажутся. Те, кто перемещается на короткие расстояния, которые дублируются одним маршрутом наземного транспорта, могут на него переключиться. С этим потоком мы справимся без ущерба в качестве. Возможно, локально нужно будет усилить некоторые маршруты.
Татьяна Клепикова
представитель ГУП "Пассажиравтотранс"