Думай сам, делай сам. Рецензия на книгу Денниса Бакке "Человек решающий"

 

Том Андерсон увидел белые клубы дыма над производственным цехом и поспешил к месту аварии: он еще не понял, что произошло. Так остросюжетно начинается новая книга издательства "Манн, Иванов, Фербер", которую написал Деннис Баке, бизнесмен и основатель компании AES из списка Fortune 200. Предыдущая его книга стала бестселлером по версии журнала New York Times, а эта (по версии журналиста "Делового Петербурга") ничуть не хуже. Новая книга "Человек решающий" — не детектив и не художественная литература о бизнесе, а бизнес–заметки в форме художественной литературы. Очень увлекательное чтение.
Главные герои книги — вымышленные персонажи по имени Джим и Том — раскрываются читателю постепенно. Каждый дорос в своей карьере до потолка и затем принялся за бизнес: один по природе своей более мечтательный, другой — более рациональный. Один — за доброе, новое и глобальное, а другой еженедельно предоставляет финансовый отчет инвестору. Штука в том, что оба они — владельцы компании "МедТех" и купили ее на грани банкротства. С ней–то и происходят удивительные метаморфозы.
Итак. Один из новых владельцев фирмы жутко расстроился, когда узнал, что ни один его сотрудник не считает свою работу любимым делом. Когда он перебрал все классические и все нетрадиционные способы вдохновить персонал, он, кажется, придумал способ вдохнуть жизнь в сотрудников, оставшихся от предыдущих владельцев компании. Другой совершенно точно не верит в идею друга. Что с того, что работа не приносит их подчиненным удовлетворения? Главное, что они делают ее — и делают качественно, а компания потихоньку улучшает старые показатели.
"Человек решающий" — книга о том, как построить организацию будущего, где решения принимает каждый. Смысл простой: ваша фирма не должна быть местом, где люди на входе отключают мозги. 30 глав последовательно рассказывают, как этого добиться. Мысль Тома революционна: решения — по любому, даже самому важному вопросу, влияющему на само существование компании, — должны принимать не начальники, а люди на местах. И вот почему.
"Мы берем на работу взрослых людей и начинаем обращаться с ними как с маленькими, — говорит автор. — Причем не как с хорошими и сообразительными детьми, а как с теми, кому точно не стоит доверять". В бизнесе так принято: стратегические шаги делают начальники. Но босс не самая подходящая кандидатура для принятия таких решений. Находясь на вершине иерархии, руководители довольно далеко находятся от реальной жизни компании. Информацией, подсказывает автор, обладают те, кто выполняет работу, и те, кого проблема касается непосредственно: они в нее погружены и знают, почему она появилась. Если дать им пораскинуть мозгами, окажется, что они — как никто другой лучше — даже знают, как ее исправить. Закройте глаза и на секунду представьте: не вы, не ваш зам и даже не начальник отдела, а ваши самые что ни на есть рядовые сотрудники принимают решения, кому поднять зарплату, кого уволить, на какой рынок выйти и материалы какого поставщика перестать покупать для производства вашей продукции, какую стратегию борьбы с конкурентом выбрать. Страшно? Очень. Но если кто–то пока не руководитель, это еще не значит, что он не способен принимать правильные решения: ведь все мы их принимаем. Нет человека, у которого не было бы опыта принятия судьбоносных решений. Мы просто забываем об этом, когда речь идет о работе.
Многоуровневая бюрократия лишь замедляет работу и увеличивает разрыв между теми, кто делает выбор, и теми, кто по–настоящему понимает, что происходит.
В обычных компаниях между руководителем и проблемой двое–трое подчиненных. Это, во–первых, замедляет скорость принятия решения по устранению этой проблемы, а во–вторых, зачастую не дает руководителю не то что адекватно оценить размах проблемы, но и, бывает, сам факт того, что проблема появилась и начала расти.
Идею Тома в начале книги не одобряет не только Джим, но и сами сотрудники. Оттого–то книга и захватывает. Чего стоят только названия глав: "Насколько все плохо?", "Глубокая пропасть", "Я все вам сейчас объясню".
Хорошая новость: в книге Деннис Баке описывает то, что ему удалось сделать в компании со штатом 27 тыс. человек.
То есть у этой истории happy end и советы из книги можно смело использовать не только для вымышленной компании, но вполне себе осязаемой и реальной. Для вашей.