Покупатели и продавцы квартир отказываются от услуг риелторов. За время кризиса число сделок с посредниками сократилось вдвое. Риелторы переключились на продажу первички.
На фоне кризиса в России стремительно сокращается число агентств недвижимости. За последние 1,5 года рынок покинули более 6,5 тыс. риелторских контор. Ситуация в Петербурге подтверждает общероссийский тренд — доля сделок с участием риелторов в Петербурге за 3 года сократилась с 70 до 40%.
Покупатель экономит
По данным Госкомстата, за 2016 год в России закрылось 4138 компаний из 160 тыс., которые оказывали посреднические услуги на рынке недвижимости. Для сравнения: годом ранее рынок покинули 1880 таких фирм. А за 3 кризисных года этот сегмент сократился на 15%. В этом году сокращение рынка продолжается — за первое полугодие его покинули еще около 2,5 тыс. риелторских агентств.
Петербург не является исключением. По оценке самих риелторов города, за время кризиса их ряды поредели на 10%. Сокращение рынка эксперты связывают с повсеместным снижением спроса на жилье.
По итогам первого полугодия 2017 года спрос на первичку в Петербурге упал на 20–30%. Как следствие, падает спрос на услуги посредников. Покупатели недвижимости все чаще сами занимаются подготовкой и оформлением сделок из соображений экономии. "Услуги риелторов стоят дорого — 5–8% от итоговой суммы сделки. Зачем отдавать эти деньги, если всю информацию можно найти в Интернете, а процедура регистрации упрощена?" — рассуждает Илона Лапинскайте из ГК Docklands Development.
Жесткая конкуренция
По данным экспертов компании E3, сегодня около 40% сделок с недвижимостью в Петербурге проходят при участии риелторов. Хотя 3 года назад, до кризиса, их доля составляла около 70%. Потеряв клиентов, многие агентства вынуждены закрываться. "До кризиса рынок недвижимости был рынком продавца. Конкуренции среди риелторов практически не было. Но последние 3 года спрос на их услуги падает. Конкуренция резко ужесточилась. Приспособиться могут не все", — говорят в компании Century21. "Большинство старых агентств недвижимости были открыты в 1990–х годах. Сейчас их владельцам уже под 60 лет — сил и интереса развивать бизнес у них все меньше. А новые агентства не могут зацепиться на падающем рынке", — описывает происходящее президент Ассоциации риелторов Санкт–Петербурга и Ленобласти Игорь Горский.
Курс на первичку
Традиционной нишей риелторов были сложные сделки на вторичном рынке жилья, так называемые цепочки, нередко связанные с обменом и расселением. Но в кризис спрос на вторичку упал. В этом году впервые за 10 лет спрос на вторичное и первичное жилье в Петербурге сравнялся, хотя во всем мире новое жилье традиционно стоит дороже старого и покупают его меньше. Казус Петербурга эксперты объясняют тем, что качество новых домов в городе долгие годы было низким, а риски покупателей первички — высокими. Но первую проблему решила выросшая в кризис конкуренция застройщиков, а вторую — ужесточение законодательства о долевом строительстве.
"Люди все чаще покупают квартиры в новостройках напрямую у застройщиков. В 2016 году 65% сделок с недвижимостью в городе пришлось на первичку и только 35% — на вторичный рынок. Хотя обычно это 50 на 50", — говорит гендиректор АН "Метры" Андрей Вересов.
Риелторы быстро сориентировались и уже переключили активность на первичку. По данным экспертов "Лаборатории метров", через них уже продается около 60% строящихся в городе квартир.
Девелоперы этот тренд подтверждают. "Мы через агентства делаем 50% сделок в новых домах", — говорят в "Аквилон Инвест". "У нас доля таких сделок — 40%", — сообщили в ГК "ЦДС". Более того, некоторые застройщики подписывают договоры о продаже первичного жилья не с одним, а с несколькими агентствами недвижимости. Например, ГК "Пионер" в начале года подписала договор со 130 агентствами на единых условиях, и они уже совокупно продали недвижимость компании на 1 млрд рублей.
“
Большинство агентств сегодня работают не только со вторичным рынком жилья, но и с первичным, предлагая квартиры от застройщика. Агентствам приходится самостоятельно оплачивать рекламу. А она стоит больших денег. Так что сложно приходится тем, у кого мало средств. Особенно небольшим агентствам, у которых нет собственной клиентской базы. Зато крупные компании, как наша, чувствуют себя спокойно и надежно. У нас есть преимущество в виде капитала и клиентов. Есть также возможность обучать сотрудников и повышать качество брокерских услуг.
Сергей Дроздов
генеральный директор АН "Петербургская недвижимость"
“
Уход с рынка части риелторских компаний — это нормальная ситуация. Рынок становится очень конкурентным, отстающие неизбежно будут проигрывать и уходить. Сейчас в Петербурге топ–30 риелторских компаний обеспечивают почти 80% всех сделок. Остальные фирмы проводят сделки лишь эпизодически. В то же время растет количество разнообразных платформ и баз, которые позволяют делать простые сделки без привлечения риелтора. Поэтому выиграют от текущей ситуации те, кто сможет предложить клиентам особый продукт или услугу. А таких немного.
Алексей Попов
руководитель отдела маркетинга ГК "ПЛЮС"