С января по июнь число посещений сайта ulmart.ru упало на 30%. Эксперты говорят о неизбежных последствиях корпоративного конфликта: экономия средств на платном трафике и сужение товарной матрицы. В компании объясняют ситуацию падением рынка и оптимизацией сети.
По итогам первого полугодия 2017 года количество посещений сайта интернет-ретейлера "Юлмарт" ulmart.ru снизилось более чем на 30%. Как следует из данных SimilarWeb (онлайн-сервис, который позволяет анализировать интернет-трафик), если в январе этого года количество посещений сайта составило 25,3 млн посетителей, то уже за июнь показатель составил 17,6 млн.
Для сравнения: у некоторых конкурентов "Юлмарта" падение тоже наблюдается, но не столь серьезное. Так, по данным SimilarWeb, количество посещений сайта eldorado.ru упало на 18% (19,2 млн посещений в июне к 23,4 млн в январе). Часть конкурентов увеличили число посещений: трафик dns-shop.ru вырос на 1,6%, трафик citilink.ru — на 2,7%. Как объясняют эксперты, если показатели остальных ретейлеров не выходят за рамки среднестатистических, то падение числа посещений "Юлмарта" стоит называть драматическим.
Читайте также:
Аптеки
"Юлмарт" добавит аптечный ассортимент
Падает рынок
"На фоне общего падения рынка и процесса оптимизации нашей сети мы действительно фиксируем небольшое снижение некоторых показателей. Однако делать выводы о ключевых трендах в поведении пользователей можно лишь с учетом всего комплекса данных", — комментируют в компании. Как поясняет директор по маркетингу "Юлмарта" Максим Девяткин, при сохранении прямых переходов на сайт на уровне прошлого года компания фиксирует снижение количества сеансов на 18%, что связанно с привлечением более качественного платного трафика на сайт, о чем говорит показатель конверсии, который увеличился по сравнению с прошлым годом.
По оценке управляющего партнера E-Commerce Solutions Ефима Алдухова, при изучении количества посещений стоит учитывать фактор сезонности и он у "Юлмарта" может быть гораздо более ярко выражен из-за немного отличающейся структуры продаж. Но на ситуацию могла оказать влияние и проблема с уплатой задолженности.
"В течение последнего года на "Юлмарт" идет очень активное давление по кредитам. Это не может не влиять на возможности пополнять товарные остатки, соответственно, из-за сложностей с кредиторами стратегия компании стала менее агрессивной, и снижение может быть просто связано с тем, что компания отказалась от дорогого трафика, который раньше готова была покупать ради захвата максимальной доли", — поясняет Ефим Алдухов.
Как соглашается с экспертом один из игроков розничного рынка, ретейлер действительно перестал вкладываться в трафик. "Полагаю, что сверху была дана команда на экономию расходов, из-за этого могла сузиться и товарная матрица. Я думаю, что падение количества посещений продолжится", — считает собеседник "ДП".
Тем временем, вопреки конфликту акционеров, у "Юлмарта" все еще велика сила бренда, которая влияет на посещаемость. Так, согласно данным SimilarWeb на целевой трафик (посетители, которые целенаправленно ищут "Юлмарт" и вбивают в поисковике название сайта) приходится 37,17% пользователей. У конкурентов этот показатель ниже: 30,08% у citilink.ru, 29,41% у dns-shop.ru, 11,02% у eldorado.ru.
В сетях конфликта
Однако на работу компании все же оказывает влияние корпоративный конфликт. После того как совладельцы "Юлмарта" Дмитрий Костыгин и Михаил Васинкевич не сошлись во взглядах на развитие "Юлмарта", Михаил Васинкевич решил выйти из состава акционеров, но не нашел понимания в оценке стоимости своего пакета акций. Конфликт вызвал волну исков от кредитных организаций, в том числе заявления о банкротстве "Юлмарта".
В конце июня стало известно, что "Юлмарт" был вынужден закрыть центры исполнения заказов в регионах. По словам Дмитрия Костыгина, поставщики осторожничают и товара не хватает, в связи с этим в компании приняли решение сократить розничную сеть, чтобы не работать с минимальным ассортиментом. В июле "Ведомости" писали о том, что Дмитрий Костыгин предложил перевести поставки на новое юрлицо некоторым кредиторам, но поставщики ретейлера увидели в этом предложении риски для возврата проблемных займов.
Еще в прошлом году "Юлмарт" потерял первенство на рынке онлайн-торговли, уступив компании Wildberries. Как подсчитали аналитики DataInsight, объем продаж "Юлмарта" через Интернет в 2016 году составил 38,8 млрд рублей. По данным самого "Юлмарта", оборот компании в 2016 году составил 49,3 млрд рублей (включая НДС), за год он снизился на 20%, в 2015 году оборот "Юлмарта" составил 62,7 млрд рублей.
Продажи ретейлера снижаются, сказывается нехватка оборотных средств из-за проблем с кредиторами, полагает генеральный директор компании "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров. "В результате по ряду товарных категорий компания не может предложить лучшую цену либо адекватный ассортимент: в продажах компьютерной техники "Юлмарт" неконкурентен по цене, а в новых категориях — по ассортименту, — убежден эксперт. — Логистические возможности и сайт компании позволяют продавать в 2 раза больше, но конфликт собственников мешает развитию".
Но исправления этой ситуации владельцы компании ожидают уже в этом году. До конца 2017 года основной акционер "Юлмарта" Дмитрий Костыгин рассчитывает на завершение выкупа долей миноритарных акционеров интернет-ретейлера.