Почему фондовый рынок живет не по закону, а по понятиям

 

Госдума РФ приняла в третьем чтении закон об информационных правах миноритарных акционеров российских компаний. Он устанавливает для акционеров с долей более 1% ограниченный перечень информации, которую они смогут запрашивать у эмитента. Это информация о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, протоколы заседаний совета директоров, а также отчеты оценщиков имущества, с которым заключены крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Ряд наших клиентов и просто независимых инвесторов обратились к нам с вопросом о том, как это скажется на инвестиционном климате в целом и на стоимости конкретных акций.
Конечно, для фондового рынка России это отрицательная новость. Недаром инициаторами закона были крупные корпорации. Но! Сильно ущемить права миноритариев уже не получится, потому что их фактически нет. Даже на основании той информации, которая была раньше доступна, миноритарии в судах ничего сделать не могли.
Фондовый рынок давно живет не по закону, а по понятиям, особенно после того, как Конституционный суд узаконил приоритет решения мажоритарного акционера над положениями устава общества. Иначе говоря, на фондовом рынке у нас действует только право сильного, а права миноритариев зависят от порядочности этого сильного.
Есть эмитенты (их мажоритарии), которые ведут себя правильно, потому что считают такое поведение рациональным и выгодным в долгосрочной перспективе. При этом они не используют недостатки законодательства и судебной системы в своих корыстных целях, ущемляя интересы миноритариев. И инвесторы это высоко ценят, в первую очередь посредством курсовой стоимости акций (достаточно сравнить значения коэффициентов P / BV у Сбербанка и "Газпрома"). Есть другие, которым даже решение суда и предписание регулятора не являются основанием для выполнения положений закона.
У каждого инвестора уже существует свой черный список таких эмитентов, основанный на практических действиях конкретных персоналий и органов управления этими компаниями. Мы ежегодно готовим оценку качества корпоративного управления публичных компаний и размещаем ее в открытом доступе. При управлении портфелем акций мы в большей степени опираемся на эту оценку, сделанную по нашим критериям, нежели на возможность защитить свои права в суде.
Это очень печально, так как складывается ощущение, что некоторые силы делают все, чтобы лишить наших граждан любого желания быть собственниками своей страны, что реализуется единственным способом — через владение акциями как правами на средства производства. При этом для покупки акций иностранных компаний действует максимально благоприятный режим, и отношение к инвесторам (любого размера) там совершенно другое. А новые изменения в законодательстве — это не более чем удобная настройка, которая позволяет творить те же самые безобразия, что и раньше, в более комфортных условиях. Единственный шанс на какую–то справедливость достигается сейчас через огласку, но этот закон позволит снизить риски такой огласки.