Жизнь после корпоративной войны: производитель кваса "Дека" начал выпускать энергетики

Автор фото: Жернов Вадим/ТАСС
Автор фото: Жернов Вадим/ТАСС

Крупнейший производитель кваса — компания "Дека" провела модернизацию завода и благодаря ей выходит на растущий рынок безалкогольных энергетиков. Рост компании — редкий пример успешного развития бизнеса после акционерного конфликта.

В мае крупнейший производитель кваса в России компания "Дека" (выпускает квас под брендами "Никола", "Степан Тимофеевич", "Большой квас") вышла в новую для себя категорию безалкогольных энергетических напитков. Компания производит энергетики под двумя брендами, ориентированными на два разных ценовых сегмента. Энергетик U NRG ("Ю-Энерджи") ориентирован на сегмент выше среднего, второй бренд S.O.V.A — на средний ценовой сегмент. Объем производства на старте в компании не раскрывают, но подчеркивают, что через год компания намерена занять 10% рынка безалкогольных энергетиков. По данным Euromonitor, объем российского рынка безалкогольных энергетиков в 2016 году составил 860 тыс. дал, или почти 31 млрд рублей. И в деньгах, и в натуральном выражении он вырос на 2,7%. Лидеры этого рынка — Coca-Cola, Red Bull и PepsiCo.
Решение о запуске энергетиков было принято по итогам анализа рынка безалкогольных напитков. Энергетики и квас — это единственные сегменты рынка безалкогольных напитков, которые продолжают расти, и темпы их роста существенно выше по сравнению с динамикой других сегментов безалкогольного рынка, отмечают в компании "Дека". Действительно, согласно данным Euromonitor, в 2017 году ожидается сокращение рынка безалкогольных напитков на 0,7%. На рынок негативно влияют падение покупательной способности населения и рост цен. В результате растет спрос на продукцию под частными торговыми марками сетей и напитки, которые выпускают небольшие отечественные производители. Рынок кваса в России в 2016 году вырос на 1,5%, до 52,5 млн дал, далее ожидается рост на 5-8%. Ожидаемый рост рынка энергетиков в 2017 году — 1,9%.
Объем рынка безалкогольных напитков в России, млрд рублей
Источник: данные Euromonitor

Своевременное обновление

"На рынок энергетиков мы обратили внимание давно, однако до последнего момента у нас была возможность выпускать продукцию только в ПЭТ-таре и стекле, а для энергетиков нужна была яркая и современная упаковка. После модернизации завода и установки линии розлива в алюминиевую банку у нас появилась такая возможность", — говорит генеральный директор компании Елена Новикова.
АО "Дека" провело масштабную модернизацию завода в Великом Новгороде в прошлом году. Инвестиции в нее составили $3-4 млн. В рамках обновления завода был заменен варочный порядок, что позволило нарастить объемы производства более высококачественного и маржинального пива. Кроме того, компания приобрела дополнительные цилиндро-конические танки (емкость для брожения пива), чтобы закрывать сезонный всплеск спроса на пиво. Были установлены линии розлива в алюминиевую банку и линии розлива кегов, это новые для "Деки" форматы упаковки.
Производственная мощность завода до модернизации составляла 60 млн дал кваса и 8 млн дал пива в год. Сейчас объем увеличен на 15 млн дал продукции.
Проведенная модернизация и увеличение производственных мощностей позволили "Деке" увеличить производство всей линейки продукции и существенно нарастить выручку. По данным отчетности компании, в 2016 году оборот составил 4,3 млрд рублей, на 34,4% больше, чем в 2015 году. Чистая прибыль за тот же период выросла на 89%, до 214,8 млн рублей. По итогам 2017 года компания рассчитывает нарастить оборот на 12%, следует из ее отчетности.
Рынок энергетиков отличается высокой конкуренцией со стороны крупных международных компаний. "Они фокусируются на производстве безалкогольной продукции и серьезно инвестируют в развитие брендов, имеют сильное присутствие по всем городам и каналам. Также ощутима конкуренция со стороны частных марок крупных сетей и большого числа локальных производителей, которые берут низкой ценой", — рассказывает Екатерина Потокина, старший директор по развитию лицензионных, слабоалкогольных и безалкогольных брендов "Балтики". В портфеле компании с 1999 года есть энергетик Flash Up, который по итогам 2016 года занимает второе место с долей рынка 24,6%. Изначально бренд был представлен только в Сибири, но сейчас география продаж покрывает всю страну.
Объемная доля безалкогольной продукции в портфеле "Балтики" по итогам прошлого года составила около 5%, но основным драйвером в компании считают категорию безалкогольного пива. Этот сегмент рынка в 2016 году вырос почти на 12%, приводят данные в "Балтике".

Разошлись полюбовно

Обновление и последующий рост оборота — большая удача для компании "Дека", которая несколько лет назад была в центре корпоративного конфликта. "Деку" основал Андрей Манский в 2002 году, с 2007 года он возглавлял совет директоров. Компанией долгое время поровну владели он и Константин Баринов, однако в 2010 году между ними разгорелся конфликт. Константин Баринов пытался оспорить ряд сделок, в результате которых его доля в "Деке" отошла банкам-кредиторам (Промсвязьбанку и Сити Инвест Банку) в качестве залога по другому бизнесу партнеров — солодовне "Невский берег".
В 2011 году контрольный пакет акций "Деки" купил у банков-кредиторов Николай Левицкий, известный как президент "ГЕОТЕК Холдинг". Вместе с Андреем Манским они владели компанией до 2014 года, после чего Андрей Манский продал 49,8% акций компании Левицкому.
Тогда же доля "Деки" на рынке кваса существенно снизилась — с 40% в 2013 году до 35% в 2015 году. Однако в компании пояснили, что доля сократилась из-за того, что компания PepsiCo, для которой "Дека" по контракту разливала квас "Русский дар", перенесла производство на свои мощности. По итогам 2015 и 2016 годов доля "Деки" на рынке кваса стабильна и составляет 35%, тогда как доли других производителей кваса сокращаются.
Основная задача компании сейчас — развитие нового направления энергетиков, а также сохранение достигнутых в прошлом году позиций в своих традиционных категориях (пиво, квас). Также в июле планируется расширение ассортимента пива Boroda, которое продается с конца 2016 года: начало производства марки в стеклянной бутылке, а также в начале осени обновление ПЭТ-бутылки, специально разработанной для бренда.