12:0910 июля 201712:09
3159просмотров
12:0910 июля 2017
Три месяца назад правительство Японии утвердило две первые криптовалюты — эфир и биткоин — в качестве платежных средств, которые имеют право использоваться при совершении ряда операций. После этого курс биткоина пошел в рост. Вслед за ним стали набирать вес и другие криптовалюты, поскольку вырос общий интерес к этому виду валют. Это был первый случай признания криптовалюты как платежного инструмента со стороны национального правительства. Новость рынками была воспринята чрезвычайно положительно: курс биткоина в течение апреля–мая вырос более чем в 2 раза: с $1200 до $2800. После этого случилась коррекция, но и сейчас биткоин стоит около $2500.
В принципе такой рост не удивляет. Стоимость криптовалют всегда колеблется достаточно сильно. А благодаря новости из Японии интерес к ним поднялся беспрецедентно, и, кажется, их курсы к прежним значениям уже не вернутся. В целом цены криптовалют формируются рынком в зависимости от доверия к технологиям, которые за ними лежат. Причем этот рынок в основном спекулятивный, в качестве платежного средства эти деньги употребляются редко (это неудобно из–за их большой волатильности), но для спекулянтов это очень удобный инструмент — на его взлетах и падениях можно неплохо заработать. Для спекуляций криптовалютами сделано множество бирж. Предсказывать надувание пузыря на каком–либо рынке — дело неблагодарное. После сообщений о признании криптовалюты Японией, несомненно, часть инвесторов могла начать накачивать валюту, чтобы потом ее сбросить и на этом заработать.
Тем временем скорое появление квантовых компьютеров усиливает вероятность стороннего управления криптовалютами, в том числе и недобросовестного. Тем более что уже существуют их опытные образцы. Почему считается, что криптоалгоритмы нельзя взломать? Потому что расшифровка их кода на современных компьютерах займет миллиарды лет. Но с квантовым компьютером криптографические алгоритмы могут быть решены за время, сопоставимое с временем шифрации, то есть за минуты. В качестве основной расчетной единицы у квантовых компьютеров выступает не бит, имеющий два состояния (0 и 1), а квантовая единица кубит с множеством состояний между нулем и единицей. Компания D–wave уже продает такие компьютеры по $10–15 млн, но они пользуются не чистой технологией, а приближенной к кубиту, поэтому точность вычислений у них не очень высока. Именно квантовые компьютеры благодаря своей вероятностной сути способны решать криптозадачи эффективно. Если опытные образцы уже есть, то можно предположить, что структуры, заинтересованные в контроле над биткоином, уже располагают ими.
Я не исключаю, что криптографические алгоритмы биткоина и других криптовалют вполне могли бы быть уже расшифрованы или будут расшифрованы в скором будущем, и, когда это узнает весь мир, курсы криптовалют рухнут до нуля. Однако дадут ли сильные мира сего биткоину рухнуть? Крах криптовалют способен навредить глобальной экономике, в том числе и посредством обвала курса ряда национальных валют. Поэтому, даже если код расшифрован, возможно, об этом никому не станет известно в публичном пространстве.
Автор — генеральный директор IT–компании Git In Sky Сергей
Житинский