Стартап и тизер. Фотоархив братьев Хенкиных представлен в Эрмитаже

 

У фотоархива Евгения и Якова Хенкиных большое будущее. Около тысячи негативов и около сотни небольших отпечатков, хранящихся в частном собрании, рассказывают о жизни Ленинграда и Берлина 1920–1930–х. Яков Хенкин учился в Ленинграде, впоследствии здесь и обосновался. Погиб на фронте во Вторую мировую. Евгений получил образование в Берлине, работал там до 1936–го, вернулся в СССР и был репрессирован.
Братья Хенкины — не профессиональные фотографы. Они снимали в свое удовольствие горожан, демонстрации, праздники, уличную толчею, прогулки в парках… Не то чтобы нам сегодня недоставало визуальных материалов о Германии и СССР 1920–1930–х. Фотографий, фильмов, документальных графических свидетельств той эпохи сохранилось немало. Выставки об этом времени проходят регулярно и грешат банальностями, а то и предвзятостью разного толка: от романтизации раннесоветской эпохи до обличения ее, не допускающего иных комментариев, кроме осуждения тоталитарных режимов.
Снимки Хенкиных — это взгляд частного человека, не опосредованный идеологией. Причем это не репортажи и не художественная фотография. Их фото все чаще сравнивают с архивом Вивьен Майер — никому не известной при жизни фотолюбительницы из Чикаго, ставшей знаменитостью после недавних выставок в ведущих музеях мира. Фотографии Хенкиных, рассказывающие о жизни двух тоталитарных империй непосредственно и без обиняков, еще станут сенсацией.
Выставка в Эрмитаже — незамысловатый стартап. Наш главный музей зарубежного искусства сделал промоутерский проект под эгидой contemporary art. В Главном штабе построили проявочную мастерскую: в темном зале, освещенном красными лампами, на стендах выставлены берлинские и ленинградские снимки. Половина отпечатков экспонируются в проявочных ванночках. В центре зала, за ширмами, — святилище: комната с увеличителем!
В эффектности этой выставке не откажешь. Минус ее один, печальный: отпечатки, сделанные под красное освещение, искажают негативы и фотографии Хенкиных до неузнаваемости. Как тизер проект полезен, лишь бы за ним последовали разумные фотовыставки.