Маленький магазин должен быть вкусным

 

Первая "Фруктовая лавка" появилась 20 февраля 2011 года на Большом пр. В.О., 35. Мы с мужем придумали этот проект, когда гуляли весной по Парижу. Небольшой, красивый и вкусный магазин, куда ходят как к хорошим знакомым. Где всегда рады покупателям, не обманывают, где пахнет дыней или апельсином, а в июне — клубникой. За пять с половиной лет мы открыли 11 магазинов. Три пришлось закрыть: мы ошиблись с арендой, они оказались нерентабельны. Сейчас мы понимаем: наш формат — 100–150 м2, аренда — не более 1800 рублей за 1 м2. Хорошо, когда рядом находятся офисы. Тогда утром и днем у нас покупают сотрудники компаний, а вечером — жители района. Поставщиком "Фруктовой лавки" является наша же компания "Агротехнолоджи", это позволяет поддерживать баланс цена/качество. Машины с товаром приходят во "Фруктовые лавки" 2 раза в день. Товар всегда свежий и вкусный. "Вкусный" — ключевое слово. Первый раз продать можно все, а вот вернутся только тогда, когда получат удовольствие от того, что купили. Очень важна обратная связь с покупателями. Во всех наших магазинах висят плакатики с моим телефоном. И я разбираюсь с каждой жалобой.
После введения контрсанкций у нас значительно сократился список поставщиков, это стало большой проблемой. Для исправления ситуации мы заключили договоры с хозяйствами, производящими молочную и мясную продукцию, бакалею. Так наши лавки стали почти супермаркетами, но с очень небольшой линейкой продукции. Мы хотим увеличить число магазинов до 20–25 — это планы ближайших 3 лет. Собираемся открываться на Крестовском, в районе Комендантского аэродрома, на Ленинском, Московском пр., в пригородах — Пушкине и Лахте. Мечтаю о времени, когда смогу привозить то, что является лучшим на рынке, а не то, что разрешено политиками. Я очень люблю сама приходить в небольшие магазины, где работают знакомые люди, где тебя ждут и знают, где ты не один из тысячи, а дорогой покупатель. Я думаю, что уравновесить наш рынок, где доминируют сети и гипермаркеты, можно и обязательно нужно такими проектами, как наш.
Для таких магазинов, как наш, очень важны производители фермерской продукции, располагающиеся не далее 300 км. Таких хозяйств мало, и выживают они с большим трудом. Зато много монополистов, которые под видом собственного производства продают, например, македонские томаты, белорусские огурцы, импортное мясо — и у них все в порядке. А вот честные маленькие хозяйства проигрывают в этой борьбе. Да и заключить договор о поставках с большими компаниями крайне трудно. Как пример: мы уже 3 месяца подписываем договор с одним тепличным хозяйством. И не уверена, что подпишем. Я очень люблю то дело, которым мы занимаемся. Все свои покупки делаю в своей сети, и никогда директора магазинов не знают, в каком магазине сегодня я буду покупать продукты для своей большой семьи. Ежедневно я объезжаю четыре–пять магазинов. Это позволяет хорошо понимать, что и как у нас происходит.
Автор: совладелица сети магазинов "Фруктовая лавка" Марина Станчиц.