Производитель мраморной говядины "Спутник" продал 24 тыс. бычков конкурентам

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович
Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович

Областное ОАО "Спутник" избавилось от мясной фермы под Воронежем, на создание которой потратило 0,5 млрд рублей. Покупателем актива стала ГК "Заречное" — второй игрок на российском мясном рынке после ГК "Мираторг".  

Как рассказал "ДП" совладелец предприятия ОАО "Спутник" Сергей Гончаров, сделка будет закрыта в ближайшее время. Активы, которые продаются, — это 20 тыс. га земли, фермы, племенной репродуктор, 24 тыс. бычков (материнское стадо — 6,5 тыс. голов). Покупателем стала ГК "Заречное", второй игрок в России по мощностям после ГК "Мираторг". Основные мощности "Заречного" расположены в Воронежской области.
Участники рынка стоимость сделки оценивать не берутся, вряд ли она превысила 150 млн рублей, считают они. Причины продажи не уточняются. Эксперты полагают, что это финансовая ситуация в компании.
Судя по СПАРК, в 2015 году при обороте 123 млн рублей прибыль хозяйства составляла всего 1 млн рублей. "В 2015 году основные средства воронежской компании составляли 290,5 млн рублей. Для сравнения: в 2014 году они составляли 346 млн рублей, то есть динамика явно отрицательная. Руководители последнее время жаловались на существенные убытки и тяжелое финансовое положение. К тому же покупатель мог заложить некую премию за срочность покупки, что еще сильнее снижает стоимость продаваемых активов", — рассуждает аналитик "Финам" Алексей Коренев.
В итоге у ОАО "Спутник" остались 1 тыс. голов материнского стада в Ленобласти (3 тыс. голов — общее стадо). Сегодня поставки продукции идут в рестораны города, собственный магазин во Всеволожском районе, а также в сети.

Российско-американский проект

ОАО "Спутник" работает во Всеволожском районе Ленобласти с 2005 года. Компания занимается производством мраморной говядины из бычков абердин-ангусской породы, а также владеет тремя племенными репродукторами и селекционно-генетическим центром.
Производство в Воронежской области было создано в 2010 году совместно с американским гражданином Дарреллом Стивенсом. Инвестиции в проект тогда оценивались в 0,5 млрд рублей, из которых большая часть средств — заемные средства Сбербанка.
Теперь Сергей Гончаров планирует расширять свой бизнес в домашнем регионе. С бывшим партнером Александром Бузулеевым он начал развивать сеть бургерных под брендом "Мясорубка". После раздела бизнеса за ним осталась одна бургерная, и в планах бизнесмена открыть еще одну в Репино, а также две в следующем году. "Собственная сеть позволяет поднять маржинальность бизнеса, не зависеть от дилеров, которые берут 20% за свои услуги, а также от сетей", — сказал он.
Общий объем производства мяса в России в убойном весе в 2016 году составил 9,9 млн тонн, из них на говядину приходится 16,4%, по данным "АБ Центр". Производство говядины в перерасчете на убойный вес составило 1,6 млн тонн, что на 1,6%, или на 25,9 тыс. тонн, меньше, чем в 2015 году, сказано в исследовании компании. Однако долю мраморной говядины, произведенной из специализированных пород, эксперты находят незначительной — едва ли она превышает 10-20%. В основном на прилавки попадает мясо коров молочных пород.
Среди крупнейших производителей мраморной говядины — "Мираторг", "Заречное", "Зерос" и "Спутник". Запустил проект по мясному скотоводству на 8 тыс. тонн говядины в год агрохолдинг, подконтрольный семье министра сельского хозяйства Александра Ткачева.

Санкции играют на руку

На руку местным производителям играет запрет на ввоз мясной продукции в Россию, введенный в 2014 году. А в начале 2017 года Россельхознадзор частично запретил поставки мяса из Белоруссии. В 2016 году в области мясного скотоводства субсидии получили 52 инвестиционных проекта на общую сумму 37 млрд рублей. Всего за 2013–2020 годы на развитие мясного скотоводства из средств федерального бюджета будет выделено 65,4 млрд рублей, по данным Минсельхоза.
"Мясное скотоводство — это тяжелый сектор, окупаемость длительная. Понятно, что инвестирует в нее весьма ограниченный круг бизнесменов — те, кто готов вкладываться надолго. Кроме того, потребление говядины снижается в пользу более дешевых видов мяса", — считает гендиректор ГК "Агриконсалт" Андрей Голохвастов.
В Ленобласти успешно реализовано или находится в стадии реализации несколько проектов в мясном скотоводстве. Мраморную говядину производят ООО "Яровое" совладельца банка "Россия" Николая Шамалова, ООО "Урожайное" (подконтрольно топ–менеджменту "Водоканала Санкт–Петербурга"), ГК "Лосево" и ряд других компаний.
Эксперты отмечают, что есть определенный потенциал роста для производства, но масштабные проекты требуют значительных инвестиций и больших свободных площадей.
Как говорит Давид Оболадзе, совладелец предприятия "Петродвор", которое в прошлом году стартовало с проектом по выращиванию коров мясных пород, одна из главных проблем сельхозпроизводителей — это земля для развития кормовой базы. "В целом спрос на продукцию стабильно высокий, но для больших объемов надо наладить каналы сбыта. У небольших предприятий и фермерских хозяйств проблем с ним я не наблюдаю", — говорит он.