14:5403 июля 201714:54
259просмотров
14:5403 июля 2017
Биржевые игроки на прошлой неделе испытали потрясение. Индикатор VIX, который часто называют индексом страха, в четверг, 29 июня, подскакивал в течение дня почти в 1,5 раза, с уровня около 10 пунктов до 15. Биржевые индексы США в этот день снизились максимальными темпами с мая текущего года. А в Европе темпы падения индексов были рекордными с сентября прошлого года. Впрочем, в абсолютных цифрах падения выглядели не так уж страшно — менее 1% по американским индексам и менее 1,5% по европейским. Более того, в пятницу по этим индикаторам наметился отскок вверх. А VIX опустился в район 12 пунктов. Испуг инвесторов оказался недолгим.
Что же так напугало участников биржевых торгов? Ничего особенного не произошло, просто, как говорится, накопилось. Уже несколько месяцев скептики твердят, что слишком долго фондовые рынки развитых стран растут без глубоких коррекций, многие инвесторы к этому привыкли, активно пополняют свои портфели, пользуясь почти бесплатными кредитами в долларах, евро и иенах. Особенно дешевыми остаются займы в последних двух валютах, кредиты в долларах все–таки начали постепенно дорожать благодаря подъему ставок ФРС США.
Политика нулевых процентных ставок только на первый взгляд хороша для экономики. Она дестимулирует сбережения и создает проблему долгосрочным консервативным инвесторам, например пенсионным фондам, страховым компаниям, эндаумент–фондам и прочим институтам, которым приходится тратить на поддержание своей деятельности не доходы, а ранее накопленный капитал. Поэтому мировые центробанки постоянно повторяют, что нулевые ставки — временное явление, антикризисная мера, и рано или поздно ставки должны нормализоваться, то есть подрасти до уровня, сравнимого с инфляцией.
На нормализацию денежной политики в обозримом будущем за последние несколько дней успели намекнуть глава Европейского центрального банка Марио Драги, глава Банка Англии Марк Карни и советник Банка Канады Лин Паттерсон. Скорее всего, именно их почти синхронные выступления и стали триггером для легкой паники инвесторов в четверг. А глава ФРС США Джанет Йеллен и вовсе озадачила аудиторию словами о том, что серьезного кризиса, скорее всего, не будет "на нашем веку". Эксперты стали гадать то ли в шутку, то ли всерьез о том, чей именно век имела в виду глава самого влиятельного центробанка — среднего участника финансового рынка или конкретно свой? Учитывая ее преклонный возраст, разница в трактовках получается весьма существенной. Но в любом случае ее слова многие восприняли как свидетельство того, что ФРС не побоится продолжить повышение ставок на ближайших заседаниях — чего бояться, если кризис не грозит?
Намеки госбанкиров на сворачивание денежных стимулов стали в последние годы привычной тактикой. Ее использовала ФРС за несколько месяцев до первого повышения базовой ставки в 2015 году. В итоге реакция рынков на само повышение была менее нервной, чем на предупреждение о нем. Так в древности люди постепенно приучали организм к яду, чтобы отравление не стало летальным.