Чудо в перьях. Рецензия на фильм "Гиппопотам" режиссера Джона Дженкса

Автор фото: Кинопоиск

 

Этот фильм снаружи упакован в нечто, опознаваемое большинством как "английскость" (сценарий Стивена Фрая): пожилой пьющий джентльмен, родовые поместья, беспутные наследники, английские газоны — это на самом первом уровне. На втором — уже для более тонких ценителей: герой (Роджер Аллам), спившийся поэт, который работает театральным критиком в газете, встает посреди бездарного спектакля и произносит уничижительную рецензию вслух, нарушая общественные приличия. Публичный скандал, драка с артистами — все это тоже на самом деле "истинно английское поведение". Шутит герой тоже как истинный англичанин, то есть, опять же, как мы себе это представляем: невозмутимо и каждый раз безукоризненно литературно, иногда в стихотворной форме. К тому же и говорит герой в фильме на таком "олдовом" английском, который у нас бы назвали интеллигентной речью (ближе всего к этому типу, конечно же, петербургский интеллигент). Есть тут вдобавок еще и чисто английское расследование.
Вероятно, поэтому фильм и попал в российский прокат — обычно, чтобы в наш прокат попал приличный заграничный фильм, он должен заранее вызвать ряд ассоциаций с чем–то знакомым. К тому же и жанр этого фильма — комедия — самый ходовой.
На самом деле фильм хитро упакован даже не в две, а в три одежки — его, пожалуй, даже и сами англичане опознают в качестве знакомого, однако все три эти одежки — а может, и больше, автор дальше не стал считать слои — скрывают под собой совсем не то, что ожидается. Причем интрига сохраняется до самого конца. На самом деле редко когда понимание "о чем фильм" приходит, можно сказать, в последние минуты, поэтому важно досмотреть его до конца. Причем местами даже становится скучновато, но стоит потерпеть ради того, чтобы понять, какая мысль там заложена, и оценить ее.
На самом деле эта мысль — даже несколько — очень небанальна. Собственно, это размышление о природе чуда — о том, что принято считать чудесами и что на самом деле является чудом. Подлинным чудом — что, в общем, не такая уж сенсация, но напоминать об этом стоит — являемся мы сами, люди, для всех других людей. Причем никогда нельзя предположить заранее, как каждое наше слово или действие отражается на судьбе других людей. Отследить это невозможно, но это, что называется, работает — и вот если представить все это во вселенском масштабе, дух захватывает. Попутно тут еще одна идея: что чудом является талант, а точнее — толчок для активизации творческой энергии. Это уже история для пишущих, поскольку каждый, кто имеет дело со словом, знает, по слову поэта, из какого все берется "сора". Наконец, это фильм о том, что подлинным рациональным оценщиком этого мира является именно человек искусства — это тоже в своем роде чудо, что поэт видит дальше и трезвее, даже если он беспробудный пьяница. Тут уж мораль фильма восходит к теории знаменитого философа Бергсона, который писал о доле иррационализма как важном факторе в истории развития человечества.
В общем, такая вот комедия — а на самом деле вполне себе философское высказывание, упакованное в мягкую обложку.