Николай Менделев, Даниил Ябелов Все статьи автора
28 июня 2017, 12:03 16624

Бесправное ТВ: смогут ли российские телеканалы позволить себе права на трансляцию ЧМ-2018

Фото: Коньков Сергей

Российские телеканалы с трудом договорились с ФИФА о покупке прав на трансляцию Кубка конфедераций 2017 года за $4,5 млн. На продаже прав на трансляцию чемпионата мира 2018 года ФИФА планирует заработать больше $3 млрд — цена показа матчей для России составит около $120 млн, и российские каналы уже назвали эту цену неприемлемой.

ФИФА планирует заработать на продаже трансляций прямого эфира с матчей чемпионата мира по футболу 2018 года свыше $3 млрд. Поэтому стоимость трансляции для российских телеканалов, назвали цену футбольные чиновники, составит около $120 млн.

Петербургские гостиницы, повысившие цены накануне Кубка конфедераций, заполнены только на треть

Петербургские гостиницы, повысившие цены накануне Кубка конфедераций, заполнены только на треть

37021
Марина Васильева

Но Россия считает цену неприемлемой и надеется сбить ее до уровня 2014 года, когда за трансляцию игр из Бразилии они заплатили только $32 млн. Учитывая, что о цене трансляций для Кубка конфедераций Россия и ФИФА договорились только за две недели до матча открытия и жестоко торговались, пока не сбили ценник до $4,5 млн, покупка прав на трансляцию домашнего чемпионата мира может попасть под вопрос.

Бывает и дороже

С одной стороны, цена $120 млн сопоставима с предыдущими чемпионатами. По данным Bloomberg, телекомпания ESPN заплатила за трансляции мундиаля в Бразилии $100 млн. Однако у российских бродкастеров совершенно иная точка зрения. Во-первых, генеральный директор холдинга "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко, который также возглавляет Континентальную хоккейную лигу, назвал цену $120 млн завышенной втрое по сравнению с 2014 годом. А во-вторых, в 2014 году доллар еще стоил около 30 рублей, а по сегодняшнему курсу приближается к 60 рублям. Значит, цена выросла не в три, а в шесть раз.

Больше заплатили и все остальные компании. По подсчетам швейцарской консалтинговой компании Swiss Appraisal, телеканал Fox заплатил совокупно за телеправа на показ в США мировых футбольных первенств в России и в Катаре (этот мундиаль пройдет в 2022 году) около $500 млн.

Но если ESPN или Fox могут рассчитывать отбить вложения, то российский рекламный рынок несопоставим с американским — специалисты "Матч ТВ" считают, что порог окупаемости такого крупного турнира, как чемпионат мира по футболу, для российского ТВ — $30 млн. Если цена $120 млн не будет снижена, на колоссальные убытки никто не пойдет. Тем более стоит учитывать, что матчей сборной России, которые собирают гораздо больше болельщиков у экрана, может быть не так и много — на чемпионате мира 2018 года наша сборная гарантированно сыграет только три матча в своей группе, а вот выход в плей-офф зависит от успешного выступления на групповом этапе.

Долгие переговоры

Владелец бренда "Ночь пожирателей рекламы" подал иск на программу Андрея Малахова

Владелец бренда "Ночь пожирателей рекламы" подал иск на программу Андрея Малахова

2190
Амера Карлос

История знает случаи и более резкого скачка цен. Телеправа на чемпионат мира 2002 года в Японии и Корее у ФИФА полностью выкупил немецкий магнат Лео Кирх за $2,4 млрд. Чтобы отбить такие вложения, предприниматель установил заоблачный ценник для трансляции. Например, России, заплатившей за трансляцию мундиаля во Франции всего $4 млн, сначала было предложено выложить $150 млн. Лишь за 4 дня до первого матча российской команды на турнире удалось достичь консенсуса и цены $20 млн. Позднее, чем Россия, контракт в 2002 году подписали только турки.

На чемпионаты 2006 года в Германии и 2010 года в ЮАР сборная России не попала, однако за каждый пакет трансляций было заплачено сполна — российские телеканалы, по открытым данным, заплатили за трансляции из Германии $25 млн, а за южноафриканский мундиаль $29 млн. И тогда о дороговизне речи не шло. Наоборот, экс-президента ФИФА Йозефа Блаттера обвинили в продаже прав на трансляцию в страны Карибского бассейна в 2010 и 2014 годах по заниженным ценам. Права на трансляцию получил телеканал CFU, которым руководил бывший вице-президент ФИФА Джек Уорнер. Расследовавшая тему швейцарская телекоммуникационная компания SRF пришла к выводу, что права должны были стоить в несколько раз больше.

Бизнесмены готовы помочь с деньгами. Председатель правления Альфа-Банка Андрей Соколов в апреле заявил о готовности предоставить российским телеканалам кредит для покупки трансляции. До такого еще не доходило — до сих пор российским телеканалам удавалось договариваться с ФИФА. Как рассказал "ДП" глава оргкомитета-2018 Алексей Сорокин, пока в Альфа-Банк никто не обращался.

Тем более что ежегодно "ФИФА ТВ", устанавливающая окончательную цену для каждой страны, идет на уступки — даже в случае с Кубком конфедераций телеправа резко потеряли в цене прямо перед стартом турнира, что и позволило российским телеканалам показать матчи в прямом эфире.

Но Россия на этот раз не совсем обыкновенный покупатель — отступать в цене стране — хозяйке турнира практически некуда. Если бы речь шла о турнире в другой стране, можно было бы снова доторговаться до последнего дня, но домашний чемпионат мира не анонсировать заранее невозможно. Время работает против телеканалов — начинать анонсы и, соответственно, рекламировать что-либо можно только после покупки телеправ.

Классика с "эль-классико"

Рынок прав трансляции — классический пример несовпадения желаний и возможностей. Имея возможность показывать относительно недорогой чемпионат Чехии, телеканалы не будут этого делать: в этом турнире почти нет известных футболистов, и популярностью он не пользуется. Показ самого дорогого в мире чемпионата — Английской футбольной премьер-лиги, которая на продаже телеправ зарабатывает больше $1 млрд, — для большинства телеканалов не по карману.

Конкретнее ситуацию иллюстрирует проблема с трансляцией на российском "Матч ТВ" одного из самых ожидаемых футбольных событий года — матча "эль-классико", в котором сойдутся сильнейшие команды испанской "Ла Лиги" — "Барселона" и мадридский "Реал". Показ испанского первенства, по оценкам Bloomberg, стоит $650 млн. Это в 25 раз дороже, чем права на Российскую премьер-лигу. Отдельно один матч купить нельзя. Для трансляции "классико" придется выкупать права на целый чемпионат, в котором около 200 игр. Учитывая, что болельщики, скорее всего, посмотрят только одну-две, не каждый телеканал решится покупать весь турнир.

Тем не менее в России достаточно любителей испанского суперматча: по оценкам "Матч ТВ", в Интернете платную трансляцию ежегодно смотрят 8 млн россиян. При этом денег с продажи рекламы во время матча не хватает даже на самоокупаемость. Переговоры по "классико" идут уже третий сезон. С момента основания "Матч ТВ" в 2015 году телеканал торгуется с правообладателями. Генеральный продюсер телеканала Тина Канделаки пообещала, что, как только ей удастся найти способ хотя бы не попасть в минус, игру покажут на российском телевидении.

Сделать платными показы матчей чемпионата мира российские телеканалы вряд ли решатся. Кроме того что подавляющее большинство зрителей к платному просмотру не приучены, это чревато еще и политическим провалом, ведь сам факт проведения ЧМ в России с самого начала подавался как большой международный триумф. Власть не рискнет лишить россиян возможности наслаждаться плодами этого триумфа.

Бесправное телевидение

Как и в случае с билетами, ценник на телетрансляции определяется футбольной федерацией практически в единоличном режиме. Он устанавливается для каждой страны исходя из подсчета общих затрат и предполагаемой прибыли ФИФА. В отличие от билетной программы, значительная прибыль с которой остается у страны-организатора, все заработанные на телеправах деньги оседают в ФИФА. Торговля телевизионной картинкой — основной доход федерации, за счет которого содержатся проекты по развитию и популяризации футбола. О трепетном отношении ФИФА к телеправам говорят и жесткие правила, которые действуют на Кубке конфедераций для журналистов и болельщиков.

Например, все сотрудники телеканалов, не входящих в пул правообладателей, автоматически лишаются права посещения стадионов во время матчей от своих компаний. Так федерация защищается от пиратства. Все допущенные до просмотра футбола СМИ предупреждены: любая видеозапись игр, а тем более трансляция в Интернете, незаконна. Специальные комиссары следят за журналистами — за покушение на телеправа ФИФА можно не только лишиться аккредитации, но и получить штраф.

Российские чиновники пока аккуратно комментируют ситуацию, но даже сейчас можно смело сказать: государство не станет помогать телекомпаниям с покупкой телеправ. "Это большой и дорогой рынок. Государство в это не вмешивается, так как это вопрос переговоров между ФИФА и телеканалами", — сказал "ДП" министр спорта РФ Павел Колобков.

В любом случае в аудитории заинтересованы как ФИФА, так и российские телеканалы. Директор департамента ФИФА по проведению соревнований и мероприятий Колин Смитт рассказал "ДП", что 12 матчей группового этапа Кубка конфедераций посмотрели жители 183 стран, а отдельно матч Россия — Португалия — 8 млн россиян. Если стороны не смогут договориться о покупке трансляции чемпионата мира 2018 года, пострадает имидж как у ФИФА, так и у России, уверен Смитт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама