"Сначала нас не замечали, потом над нами смеялись, потом с нами боролись, а в итоге мы победили". Этой известной цитатой, обычно приписываемой Махатме Ганди, вице-губернатор Игорь Албин на пресс-конференции в Петербурге ответил на негативные отзывы посетителей стадиона на Крестовском острове. Вы, мол, смеялись, пальцами показывали, а стадион-то достроен, матчи проходят, трава на месте и крыша — тоже.
До определенного времени история стадиона "Санкт-Петербург" действительно развивалась по описанному сценарию. Сначала, 10 лет назад, его не замечали: стадион и стадион, мало ли в мире новых стадионов. Постепенно недоумение от продолжительности строительства и в самом деле переросло в поток смешных и несмешных шуток. Была "Зенит-арена", "новости" о многомиллионных трансферах маляров-гастарбайтеров из одной бригады в другую, призыв "никогда не сдавайся", "откатное поле" и много чего еще.
Но потом в истории строительства был еще один этап, о котором Игорь Албин не сказал. Со стадионом, вопреки цитате, никто не боролся, но был период священного ужаса перед ареной. На определенном этапе закралось подозрение, можно ли его вообще достроить. Может, проклятие какое-нибудь? Подземное чудовище, пожирающее смету вместе с генподрядчиками? История стадиона все еще ждет соразмерного ей по масштабу таланта писателя-фантаста.
А если говорить серьезно, то, по мнению экспертов, сага о строительстве арены действительно весьма показательна для современной России, только не совсем в том смысле, который ей принято приписывать. Проблема не сводится к тому, что кто-то приходил, воровал и уходил. Главная проблема в том, что кто-то что-то строил, потом уходил, а доделывать приходил кто-то другой, не знающий толком, что чинить, потому что не знающий, что было сделано. Это примерно как затыкать дыры деньгами, не зная ни о размере, ни о конструкции трубы. Но деньги, как известно, есть, а на хорошее дело их не жалко, тем более из бюджета.
Кстати, Махатма Ганди, по-видимому, никогда не произносил тех слов, которые ему (вслед за миллионами других людей) приписал Игорь Албин. На самом деле их произнес Николас Клейн. Но Ганди оставил много других интересных фраз, некоторые из которых подойдут для описания крестовской истории ничуть не хуже. Например: "На обещания любого человека можно положиться во многих вопросах, за исключением денежных".