Стендап, психотерапия и мокьюментари. XIX фестиваль современного танца Open Look

 

Современный танец — это, пожалуй, единственный вид театра, в котором не осталось никаких ограничений. Здесь можно вообще все: танцевать как угодно или не двигаться вовсе, устраивать цирк и драму, сеансы психоанализа, живописи и музыкальной импровизации, танцевать про кино или кино показывать, ломать комедию или трагедию. И ни один зритель не предъявит претензий: где, мол, мои фуэте, или психологическая достоверность, или сюжет, или вообще "красота, которая спасет мир". Нет канона — нет святотатства, а когда нет еще и профессионального сектантства, отсекающего непосвященных, так и совсем чудеса.
Афиша XIX фестиваля современного танца Open Look — воплощение благословенной анархии и вседозволенности, которой нам так не хватает в новейшие времена. Стенами Новой сцены Александринского театра этот "праздник непослушания" отнюдь не ограничится. Фестиваль начнется 29 июня общенародным шествием–танцем под водительством швейцарского хореографа Фуфуа Д’Имобилитэ. Тренированные марафонцы начнут бродить–плясать по улицам Петербурга еще с утра, а с 16:00 в Летнем саду к ним смогут присоединиться все желающие. До половины шестого должны доплясать до Александринки, если не увлекутся. Аккомпанемент ожидается самый жизнерадостный: электрошарманки москвичей Electro hurdy–gurdy club только выглядят загадочно–олдово, на карты памяти этих ящиков с ручками можно загружать любые поп–хиты.
Развеселый руководитель проекта Dancewalk на достигнутом не остановится. 1 июля Фуфуа Д’Имобилитэ представит уморительный стендап "ХореоХроники / ConDANCEd Histories", в котором с прибаутками, переодеваниями и красноречивыми танцевальными иллюстрациями оттопчется по всей истории танца XX века, от Фокина и Нижинского до Пины Бауш. Чего–чего, а пиетета к великим от этого шоу ждать нельзя, сразу предупреждаем.
Ломать комедию на фестивале будут и венгры: 2 и 3 июля Szeged Contemporary Ballet сыграет "Абсурдию" из жизни офисных хомячков с выразительными белыми масками–пьеро на подвижных лицах. В "Мультфильме для взрослых" бельгийской Танцевальной компании Антона Лахки (6 июля) вместо масок и офисного дресс–кода — блестки, боа и злато–серебро. На первый взгляд, спектакль похож на юмористические ютьюбовские ролики, а чтобы узнать, каков он на второй, — надо глянуть.
Блеска и глянца полно и в постановке знатной московской труппы "черноеНЕБОбелое" (8 июля), однако повествуют в La Llorona о материи серьезной и мистической — о женщине–плакальщице из мексиканского фольклора, то ли богине войны и рождений, то ли тамошней Медее, убивающей своих детей. А вот в золотомасочном спектакле "Балета Москва" "Все пути ведут на Север" (9 июля) уже нет никакого глянца, только суровый мощный танец на общечеловеческую тему — как стать взрослым и не умереть.
Вообще–то о чем только на Open Look 2017 не танцуют. Есть, к примеру, спектакль о мужчинах (30 июня "Повзрослевшие" финнов Tero Saarinen Company), о женщинах (9 июля в Аннекирхе — "ДевЪ" московского Центра драматургии и режиссуры), об архитектуре (7 июля "Vol IV. Ле Корбюзье "Градостроительство" Татьяны Чижиковой и Лаборатории PER FORMA), о теле как таковом (2 и 3 июля "Тела" израильтян Шарон Вазанна & Тамир Сапир).
Сразу два спектакля прямо связаны с психотерапией. Это яростная и тревожащая постановка "Я танцую, потому что не верю словам" (1 июля), в которой Каори Ито, японка, давно живущая в Европе, выясняет отношения со своим отцом. Известный скульптор Хироши Ито сам — невероятно — участвует в спектакле и едва ли не побеждает свою дочь мощью и пластической экспрессией. Второй сеанс психотерапии станет мировой премьерой. В спектакле "Пензум" великий проповедник "не–танца" Жозеф Надж в кооперации со знаменитой контрабасисткой Жоэль Леандр станцует, нарисует, сыграет и прочтет дневниковые записи венгерского поэта начала XX века Йожефа Аттилы, обращенные к Флоре, его психотерапевту. Поэт умрет в возрасте 32 лет, бросившись под поезд, а зритель на премьере (4 и 5 июля) едва ли не умрет от чувств, бурных и разноречивых.
Самую мощную бурю чувств вызовет спектакль, закрывающий Open Look (8 и 9 июля, "Балтийский дом"). "Мокьюментари на современного спасителя" компании Ultima Vez и бельгийского хореографа Вима Вандекейбуса — это тотальный театр и в смысле использованных жанров, и в смысле воздействия на психику. Здесь танец и драма сливаются в сшибающую с ног черную комедию о том, что такое вера, насилие и в конечном счете человек: "Я готов умереть за веру! — Зачем умирать? Ты просто чувствуй ее" — вот лишь маленький зачин большого диалога.