Доля сети "О'Кей" на рынке Петербурга сильно сократилась

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Торговая сеть "О'Кей" теряет свои позиции на рынке города. Это портит показатели всей "большой тройки" петербургских ретейлеров.

Три крупнейших ретейлера Петербурга Х5, "Лента" и "О'Кей" не смогли занять половину рынка, их совокупная доля в 2016 году составила 47,45%, подсчитали специалисты петербургского УФАС. Даже с учетом покупки "Лентой" сети "К-Руока" совокупная доля тройки лидеров составляет 48,85%, а значит, снизилась по сравнению с показателем 2015 года, когда составляла 49,9%.
Совокупная доля крупных и средних торговых сетей на продовольственном рынке в 2016 году составила 87,82%. Она уменьшается второй год подряд. Как объяснил руководитель УФАС по Петербургу Вадим Владимиров, это происходит благодаря развитию небольших городских сетей, которые перетягивают на себя часть рынка.
Напомним, в соответствии с законом о защите конкуренции, положение, при котором три сети занимают долю рынка 50% и более, считается доминирующим. Компании попадают под пристальное внимание контролирующих органов, злоупотребления статусом грозят сетям штрафами и ограничениями.
Основной виновник негативных результатов "большой тройки" — ГК "О'Кей". Сокращение его доли оказалось настолько сильным, что его не смогли компенсировать даже позитивные результаты Х5 и "Ленты". По данным УФАС, если в 2015 году "О'Кей" занимал 15,75% рынка, то в 2016 году — только 12,69%. Это удивительно, поскольку, согласно данным компании, ее выручка в 2016 году выросла на 7,6% — с 160,3 млрд до 172,8 млрд рублей. Наращивала компания и торговые площади — за год на 5,1%, до 623 тыс. м2.
Тем не менее с уменьшившейся долей рынка "О'Кей" уступил второе место в тройке лидеров "Ленте". С учетом доли рынка "К-Руоки" "Лента" в 2016 году заметно улучшила свои позиции. Если в 2015 году на "Ленту" приходилось 12,65% рынка, то в 2016 году — 13,84%. Удачным прошлый год оказался и для Х5 (управляет сетями "Карусель", "Перекресток" и "Пятерочка"). Совокупная доля трех сетей выросла с 21,56% в 2015 году до 22,32% в 2016 году. Правда, с учетом бурного развития сети "Пятерочка" (а по данным источника в Х5, в Петербурге она приросла на 18%, с 274 магазинов в 2015 году до 326 в 2016 году), темпы роста выглядят даже скромно.
Улучшить позиции на рынке Петербурга удалось также "Тандеру" (сеть "Магнит") — с 3,28% до 3,99% в 2016 году, ГК "Дикси" — с 6,88% до 7,51%.
Доли крупнейших продовольственных ретейлеров Петербурга в 2015 году
Источник: данные Петербургского Управления федеральной антимонопольной службы
Доли крупнейших продовольственных сетей в 2016 году
Источник: данные Петербургское УФАС
По данным "Петростата", в 2016 году объем розничной торговли продуктами питания в Петербурге составил 449,8 млрд рублей, по сравнению с 2015 годом он вырос на 2,4%. В I квартале 2017 года продовольственный сегмент не рос. Его объем составил 107,7 млрд рублей, на 3,9% меньше, чем в I квартале 2016 года.