Распродажа от первого лица. Какие вещи государственных лидеров продают на аукционах

Автор фото: Андрей Дорожный

В Кремле сообщения о продаже на аукционе в Монако часов Путина считают фейком. А вещи других государственных лидеров не раз уходили с молотка, но часто их принадлежность тому или иному политику лишь затрудняла продажу.

Одним из лотов аукциона Antiquorum в Монако стали часы Patek Philippe Grand Complications 5208P, принадлежащие человеку по имени Владимир Путин. Имя владельца указано в гарантийном паспорте редких часов стоимостью около $1 млн. Как утверждают организаторы аукциона, "в 99,9% случаев в гарантийном паспорте Pathek Philippe указано имя фактического покупателя часов и лишь в самых исключительных случаях может быть указано имя другого человека".
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков информацию о якобы принадлежащих президенту часах прокомментировал коротко и лаконично, словами: "Это фейк".
Предметы, действительно и без всяких сомнений принадлежавшие действующим главам государств, тоже не раз оказывались на аукционах. Правда, продать их не всегда было просто.

От лимузина до старенького Volkswagen

В апреле 2017 года на аукционе Auctions America во Флориде была выставлена Ferrari F430 F1, ранее принадлежавшая нынешнему президенту США Дональду Трампу. Тот приобрел ее 10 лет назад, но особо активно не использовал, и уже в 2011 году будущий президент продал автомобиль с пробегом 2,4 тыс. миль. Машина была выставлена с начальной ценой $245 тыс. и, казалось, сначала не нашла своих покупателей. Но позже аукционный дом сообщил, что машина была продана по цене $270 тыс. почти сразу после того, как покинула подиум. Впрочем, имя продавца и покупателя так и не было названо. Ожидалось, что автомобиль удастся продать дороже — хотя бы за $350 тыс. На других аукционах эта модель Ferrari уходила и за большие деньги. Например, на аукционе Sothbey's в Париже Ferrari F430 GTC 2008 года выпуска была продана за $490,3 тыс. Эксперты предположили, что неоднозначное отношение к Дональду Трампу могло сказаться не лучшим образом на цене автомобиля.
Правда, на продажу других машин 45-го президента США это не повлияло. Его лимузин Cadillac 1988 года ушел с молотка в Великобритании в марте 2017 года за $68 тыс., в несколько раз дороже, чем другие американские лимузины той же эпохи.
Впрочем, у шикарных машин Трампа шансов быть проданными куда больше, чем у простенького старого Volkswagen 1990 года, когда-то принадлежавшего Ангеле Меркель. Но и этот автомобиль все же приобрели на аукционе 2012 года за 10,2 тыс. евро. Машину получил гражданин Германии, который позже рассказал, что он вне политики, но считает важным, чтобы автомобиль остался в стране.

Творчество в цене

Интересно, что дороже, чем принадлежавший немецкому канцлеру автомобиль, в том же году  удалось продать футбольный плакат, имевший лишь косвенное отношение к Меркель. Ранее ирландские футбольные фанаты, направлявшиеся на Евро-2012 в Польшу, развернули в аэропорту Дублина триколор с надписью "Ангела Меркель думает, что мы на работе". Плакат стал очень популярен в соцсетях, а потом засветился и в СМИ — сперва в ирландских газетах, а позже и на международных ресурсах, таких как BBC и немецкое издание Bild. В итоге авторы ироничного плаката выставили его на аукцион и продали почти за 16 тыс. евро, а все вырученные деньги потратили на благотворительность.
Впрочем, высоко ценится не только творчество футбольных фанатов, вдохновленное главами государств, но и старания самих политиков. Так, в 2010 году на благотворительном аукционе в Петербурге была продана фоторабота занимавшего тогда президентский пост Дмитрия Медведева. Черно-белую фотографию Тобольского монастыря за 51 млн рублей приобрел член совета директоров ОАО "Группа Илим" Михаил Зингаревич.

Дороже, чем при жизни

Но если вещи действующих и здравствующих государственных лидеров не всегда вызывали ажиотаж на аукционах, то с собственностью уже почивших президентов дела обстояли иначе. Одни только номерные знаки с автомобиля, на котором Джон Кеннеди проезжал по Далласу в момент покушения в 1963 году, в 2015 году были проданы намного дороже, чем целая машина Ангелы Меркель. Номера с президентского лимузина обошлись анонимному покупателю в $100 тыс. при стартовой цене $40 тыс.
А личная копия Конституции, Билля о правах и документы с первого заседания Конгресса были проданы на аукционе Christies за $9,8 млн. Их приобрела некоммерческая организация, владеющая музеем Вашингтона в Вирджинии. Конституция с подписью и пометками первого американского президента стала одной из самых дорогих книг, когда-либо проданных на аукционах.