Как украсть халат. Рецензия на книгу "Записки отельера" Юниса Теймурханлы

 

Двести девятый живет с динозавром. "Огромным и белым! Я ни за что снова не пойду в этот номер. Он живой и страшный, сидит на столе и смотрит в одну точку", — докладывает горничная. В другом номере забыли плетку — ее, правда, уже списали в пользу персонала. В третьем — без света и воды сидит "радужный" посетитель. Сидит и не открывает: прячет себя и "голубизну" партнера от чужих глаз. Настоящий скелет в шкафу.
Владелец отеля "Гельвеция" Юнис Теймурханлы собрал свои умопомрачительные колонки отельера, от которых сходят с ума читатели разных СМИ, и издал наконец книжку. Она так и называется: "Do not disturb. Записки отельера". Достойное продолжение фильма "Отель Гранд Будапешт".
Книгу эту хочется цитировать с первых же строк: во–первых, здесь полно юмора, во–вторых, секса, в–третьих, чужих секретов. Эдакая смесь драмы, комедии, трагифарса и любовной лирики, заключенная в собрание анекдотов — жизненных, правдивых историй. Каждая глава (их тут 64) не глава, а комната — со своей историей про секс–игрушки, медведя, пожар, таинственные пятна на полу, итальянцев, ночных бабочек и извращенцев, звездных гостей, скорую помощь, алкашей и шейхов.
Конечно, каждый из нас хоть раз останавливался в гостинице и мало–мальски знает, о чем речь: временный дом, секрет, что в нем. Но, с точки зрения управляющего отелем, все выглядит куда интереснее: секрет одного постояльца проливает свет на секрет другого, окрашивает в интересные цвета секрет третьего и — складывается хитросплетением невероятных сюжетов в одну очень яркую и интересную картину. Настоящий сумасшедший дом, где есть место и цинизму, и романтике, и философским измышлениям.
Художник — в смысле, автор книги — в совершенстве владеет техникой: скучать просто некогда. Неудивительно, что книгу вырывают из рук: очередь на мой экземпляр уже насчитывает десяток знакомых. И все–таки между строк суперувлекательных историй, рассказанных остроумным языком, спрятаны советы начинающим отельерам. Например: гость гостя — не наш гость. Иногда — "головная боль", но не наша ответственность. Или покрепче: даже смерть публичной персоны, как ни цинично это звучит, капитализирует бренд гостиницы. Да что там, в этой книге даже встречается EBITDA.
Поэтому на 169–й странице читатель, увлекшись, начинает хмурить лоб: при чем тут операционная прибыль отеля, где веселые истории о постояльцах? Скажите, как поживает мужчина из 113–го? Да, это не бизнес–книга в чистом виде. Но это явно книга о бизнесе. Одна из самых веселых книг о нем.
"Когда Венедиктов у меня в отеле, пространство и время теряют привычные свойства. Он садится закусить, и обед переходит в ужин, а потом в завтрак", — пишет Юнис. Но чаще, конечно, в его историях фигурируют почти узнаваемые, но все–таки звезды–инкогнито. Тем честнее автор говорит о том, что творится в их номерах. Закулисные тайны гостиницы — это так интересно!
Впрочем, книга нужна и тем, кто не собирается открывать гостиницу. Хитроумные схемы мошенничества, аферы с картами, дырки в законодательстве — это все подойдет и простым любителям детективов. Но главное — с книгой будет интересно обычным туристам: Юнис развенчивает большинство мифов о том, что должен отелю посетитель, а посетитель — отелю в мирной или "военной" ситуации.
"Все просто. Быстрота, натиск, атака. Въезжаете в номер, берете халат и кладете его в чемодан. Потом звоните на ресепшен и говорите, что в номере нет халата. Вуаля: вам несут новый, ведь никто не будет проверять ваш багаж", — учит Юнис читателя, как украсть халат. А еще говорит о том, как бороться с Facebook–аудиторией обиженной на отель звезды, почему отельеры зря боятся программы "Ревизорро", как отдыхают жены шейха и почему каждый владелец отеля мечтает о микрочипах для полотенец.
Сначала разгоняешься и читаешь быстро, взахлеб, потом тормозишь уже сам — причем изо всех сил: хочется растянуть удовольствие как можно дольше. Увы, книга быстро заканчивается. Тот самый случай, когда хочется сказать: автор, пиши еще.