Будущее электроэнергетики

Российский рынок электроэнергетики не спешит внедрять инновации, хотя вовсю к ним присматривается. В Петербурге есть стартапы, которые могут встряхнуть этот рынок.

ВСША и Европе рынок электроэнергетики давно уже зиждется на новых технологиях, разработках и стартапах, рассказывает Владимир Млынчик, генеральный директор Quadro Electric. "Отличный пример — французская Electricity de France, которая инвестирует миллионы евро в стартапы, начинающих предпринимателей, инновационные продукты и проекты с возобновляемой энергией, проекты для стран Африки, где мало сетей, и так далее, — говорит эксперт. — Ежегодная выставка Electricity de France — это смотр перспективных новичков, которых компания отрывает с руками и ногами. В итоге корпорация держит руку на пульсе и задает тон мировому сообществу, открывая тренды в электроэнергетике через бизнес".
Рядом с Петербургом тоже есть такое место: например, финская ежегодная конференция Slush, по которой гуляет президент Финляндии с министрами, внимательно отбирая полезные незаурядные проекты, которые могут улучшить уклад регионов страны. Многие российские стартапы рассматривают эту площадку как эффективный инструмент работы и способ не только выйти на международную арену, но и заявить о себе потенциальным партнерам на отечественном рынке. Один из ярких представителей России среди участников Slush — петербургский стартап Watts по производству модульных систем хранения энергии, способных подзаряжаться от солнечной энергии, электросети и дизельных генераторов. Эту разработку уже назвали российским аналогом аккумуляторов Tesla, ее благосклонно приняли на тематических форумах EDF в Париже и TechCrunch в Нью–Йорке. Эксперты локального рынка уверены, что этот прибор может стать заметным событием на местном рынке электроэнергетики.
Впрочем, и в самом Петербурге проходят крупнейшие мероприятия, призванные отметить перспективные инновации в отрасли: например, Петербургский международный энергетический форум или специализированная выставка "Энергетика и электротехника", которая проводится с 1993 года. В этом году ее, например, посетили 6,5 тыс. экспертов из 15 стран, в том числе США и Финляндии.
Другое дело, что небольшие компании и тем более стартаперы, как правило, не могут себе позволить участие в таких крупных мероприятиях. Да и личного контакта с теми, кто принимает решение о том, дать или не дать проекту зеленый свет, обычно там не происходит. В итоге стартапы вынуждены искать доступ к административному ресурсу обходными путями, выбивать гранты и обращаться к непрофильным инвесторам, что только замедляет внедрение новой технологии на довольного консервативном рынке.
"Что происходит с инновациями в энергетики в России? Во главе рынка находится крупнейшая в стране энергетическая компания ПАО "Россети", но ее целью является не развитие технологий и внедрение инноваций, а бесперебойное надежное электроснабжение", — считает Владимир Млынчик. Игроки рынка соглашаются: будущим отрасли сейчас распоряжаются поставщики электроэнергии, а не драйверы инноваций. "Но сказать, что совсем ничего не делается, нельзя, — продолжает генеральный директор Quadro Electric. — Есть, например, проект "Ленэнерго" по созданию в городе зарядок для электромобилей. И в рамках реализации Всероссийской программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта в городе в этом году появится множество электрозаправок".

Петербургские инноваторы

Если обратиться за примером за границу, рабочая экосистема по внедрению инновационных технологий в энергетическую отрасль выглядит так: государственные корпорации (у нас, например, "Россети") должны создавать на своей основе венчурные фонды и инвестировать в перспективные технологии. Такая система, уверяют специалисты, функционирует гораздо эффективнее, чем НИОКРЫ, которые часто так и остаются исследованиями и не превращаются в живые технологии. Впрочем, российские компании понимают это и в качестве спонсоров участвуют во всероссийских и локальных стартап–конкурсах. Яркий пример — трек Power&Energy в GenerationS, который в числе прочих поддерживает АО "ЕвроСибЭнерго". Такие схемы взаимодействия инноваторов и гигантов рынка работают четче и эффективнее, объясняют стартаперы: личные контакты всегда высоко ценятся в венчурном мире, а в такой закрытой отрасли они и вовсе главный катализатор роста.
В Петербурге около 1 тыс. компаний, занятых в секторе электроэнергетики. "Однако из них лишь сотню можно назвать полноценным бизнесом. Остальные маленькие и, как правило, имеют одного заказчика. Инновациями же заняты вообще немногие: может быть, компаний двадцать", — говорит Владимир Млынчик. Одна из таких, например, это компания "Стример", которая продает уникальные устройства для защиты от молний на ЛЭП по всему миру. Примечательно, что фирма прошла путь от маленького петербургского производственного объединения до крупнейшего российского производителя устройств молниезащиты.
Будущее электроэнергетики, объясняют игроки рынка, предопределят три главных мировых тренда: стремление потребителей стать более независимыми от традиционных сетей, электромобили и энергосбережение. Человек будущего сможет сам добывать электроэнергию и продавать ее в сеть, первые шаги в этом направлении уже сделаны, и теперь дело за масштабированием технологий. "Заметно расширяется рынок накопления электроэнергии, и здесь тренд номер один — солнечные панели, — говорит Юрий Власов, основатель компании Watts Battery. — Уже сейчас можно копить энергию ночью и пользоваться ей днем, экономя 50% стоимости. Илон Маск, например, разрабатывает систему, когда солнечные панели дома, накопители электроэнергии и электромобиль смогут замыкаться в одну цепь, при необходимости питать друг друга. Накопление и альтернативные источники энергии становятся все доступнее и очень скоро изменят мир".
После перевода на электротягу все автомобили получают возможность ускоряться одинаково быстро, а автомобилисты — не тратить деньги на бензин и масло. Футурологи обещают, что рынок бензиновых автомобилей постепенно сойдет на нет, а глава Toyota Акио Тойода уже сравнил электромобили Tesla с iPhone. Пока же салоны не предлагают электромобили, и компании из отрасли электроэнергетики должны будут многое сделать, чтобы отстроить инфраструктуру для использования таких авто.
"Через 5 лет 20% новых автомобилей на российском рынке будут электрическими", — уверен Василий Селиванов, организатор петербургской конференции "Электро Эра".
Рынок энергосбережения сегодня имеет в нашей стране огромный потенциал. В частности, масштабный рынок энергосервисных услуг, по оценкам экспертов, составляет до 3,5 трлн рублей. Однако текущий объем реализации энергосервисных контрактов крайне незначителен и еще нескоро приблизится этому потенциалу (39 контрактов за II квартал 2016 года, объем рынка 298,8 млн рублей по данным РАЭСКО). Для роста этого рынка необходима господдержка бизнеса: пока барьеров, препятствующих интенсивному развитию этого направления, еще много, объясняют специалисты. Впрочем, работа ведется.